Провинициальный китайский университет (Наньнинский университет Гуанси / Пекинский университет языка и культуры) — 16.01.12
Пройдя через череду гражданских войн и «прорывных» реформ, Китай долгое время пытался сокращать отставание от развитого мира путем привлечения специалистов и технологий из заграницы. Начиная с 12 пятилетки «Новый Китай» берет курс на автономное развитие. Фундаментом строительства развитого социализма с китайской спецификой должно стать нынешнее студенчество. В соответствии с маоистским «Мир принадлежит вам! Будущее Китая принадлежит вам!», китайцы пытаются готовить будущих партийных лидеров и руководителей на местах уже с ранних лет. Иногда эта подготовка сводится, что называется, к «промывке мозгов». Китай в настоящее время занимает первое место в мире по количеству студентов отправленных за границу на обучение, но вместе с этим Правительство КНР ежегодно запускает целый ряд программ по привлечению иностранных студентов на обучение в стране. Такие студенты должны в будущем работать не только на укрепление отношений Китая с другими странами, но и на продвижение позитивного имиджа Срединного государства.
Студенческий обмен РФ-КНР: старшие братья учатся у младших
Китай – это страна с более чем пяти тысячелетней историей, и на протяжении всех этих веков среди китайцев преобладает (по крайней мере, на словах) идея о том, что Поднебесная должна учиться у остального мира. Китай очень активно посылает своих студентов за границу и в не меньшем количестве приглашает к себе на обучение. Перед прибывающими в страну учениками Институт Конфуция ставит задачу по окончанию обучения либо остаться работать на благо «Нового Китая», либо, вернувшись в свою страну, «нести китайские знания в общество». И желающих воспользоваться приглашением от Конфуция и отправиться в КНР сейчас очень немало, нужно признать, что многих манит Китай не какими-то перспективами или своей историей, а тем, что Китай сейчас это модно. И многие отправляющиеся в страну на изучение языка это скорее туристы, нежели китаисты. Основными странами-экспортерами студентов в КНР сейчас можно назвать США, РФ, Канаду, Южную Корею, Казахстан, Вьетнам, Лаос, Таиланд, Германию. Доля российских студентов пребывающих в Китай довольно большая, но все зависит от региона. Есть города вроде Харбина и Даляня, где от русских «спасу нет» и этот факт делает языковую стажировку для наших студентов в подобных местах довольно таки проблематичной.
Для гражданина РФ существует целый ряд способов проникновения в Китай и получения стипендии на обучение. Несколько ВУЗов по Москве и целый ряд по стране открыли «филиалы» Института Конфуция, и Конфуций активно приглашает всех желающих подать свою заявку на получение стипендии. Помимо этого есть целый ряд межправительственных соглашений, предусматривающих студенческий обмен между нашими странами, есть соглашения заключенные на межинститутском уровне. Существует ряд китайских мероприятий и конкурсов, вроде «Китайский мост», на соискание стипендии правительства КНР и т д. Количество разнообразных грантов настолько многочисленно, что многие мало-мальски профильный языковые ВУЗы РФ получают приглашений на стажировку больше, чем количество студентов китаистов. Для любого российского ВУЗа достаточно иметь языковую кафедру, чтобы попадать под запросы китайской стороны о студентах, так Национальный исследовательский ядерный университет Москвы получает 3 приглашения на стажировку для 11 студентов-китаистов, у которых китайский язык – это два часа в неделю, а специальность — атомная энергетика, а не лингвистика. Проведение Года Культуры Китая и Года Китайского Языка в России дало позитивный импульс для повышения интереса россиян к этой стране, и, грубо говоря, сделало все связанное с Китаем очень модным.
Иностранный кампус в китайском ВУЗе: азиатские студенты как культурный вызов
В предыдущем параграфе были перечислены несколько стран, которые можно назвать основными поставщиками мозгов для Китая, но нужно понимать сколь масштабна и многогранна эта страна. Некоторые районы Китая совершенно не пригодны для жизни европейца, некоторые — это «культурный шок», а остальные — это Пекин и Шанхай. И доминирующая диаспора зависит от региона. Когда учишься в Пекине, то зачастую создается впечатление, что кампус это некий славянский доминион, островок русского языка в 15 миллионном городе. Если русских студентов в Пекине очень немало, то русскоговорящие — это каждый третий встреченный тобой внутри кампуса. Казахстан, Украина, Узбекистан, Белоруссия «колонизировали» иностранные общежития пекинских ВУЗов и разбавление видно только корейцами. Такая ситуация губительна для любой языковой стажировки, основную массу времени получается практиковать русский язык а никак не китайский. Но Пекин это Пекин, большое количество иностранцев это вполне ожидаемо. В глазах многих американцев и канадцев и даже европейцев Китай это по-прежнему что-то дикое, готовясь к своей поездки люди смотрят передачу Рэя Пирса «Экстремальное Выживание». Для таких «высокоцивилизованных» студентов Пекин/Шанхай это единственная возможность хоть как то погрузиться в восточную культуру, да и еще домой вернуться после этого.
Существует и другой мир, провинциальный Китай, Юг страны – все кроме города Гуанчжоу и САР Гонконга. Попадая в такой район на обучение и проживание бельгийские одногруппники, мягко говоря, удивляются состоянию дел. Не столько поражает как цивилизация обошла этот регион стороной, сколько тяжелый тропический климат. Очень показателен пример Гуанси-Чжуанского автономного региона, который является для Китая пограничным с Вьетнамом районом. Регион стал сердцем китайско-АСЕАНского сотрудничества, а административный центр этой провинции город Наньнин превращен в колыбель культурного обмена между китайцами и остальной Юго-восточной Азией. Китайские Университеты заполнены студентами из Вьетнама, Лаоса, Таиланда, до такой степени, что не только двуязычные надписи появляются повсеместно, но и иностранцами их считать давно уже перестали. Все эти выходцы из ЮВА для неазиатских студентов (иностранных иностранцев, как нас там называют) – это культурный вызов. И самый большой кошмар для иностранного студента — это жить на этаже, где ты единственный европеец и, вместе с этим, учится в группе из 28 человек 27 среди которых вьетнамцы. В такой атмосфере учебный процесс превращается в простор для открытий и обогащение новыми впечатлениями. На весь университет Гуанси в городе Наньнине иностранных иностранцев приходится менее 15 человек. Вся эта дюжина «экстремалов» приезжает в Поднебесную для получения, как правило, второго высшего образования магистерской степени, тогда как вьетнамцы по большей части это дети средних чинов вьетнамской компартии в 18 летнем возрасте. Получая в КНР немалую стипендию в 1800 юаней (7 тыс. рублей), учеба для них мгновенно отходит на второй третий и десятый план.
Китайская система образования как инструмента подавления креативности
Система образования в КНР вызывает иногда просто много вопросов, а большей частью скорее недоумение. Обучение в китайском ВУЗе сделано на европейский манер и разбито на бакалавриат и магистратуру, собственно говоря, именно то, что мы сейчас насаждаем в наших университетах. По итогам высшей школы (наш 11 класс) каждый китайских школьник сдает всегосударственный аттестационный экзамен (наш ЕГЭ) и в соответствие с баллом определяется с ВУЗом. Таким образом, зачастую получается, что жители провинции Хубэй отправляются на обучение аж в Гуанси. Высшие учебные заведения построены по кампусной системе, вообщем-то создаются студгородки, причем площадь под эту студенческую обитель отводится немалая. Так, площадь Университета Гуанси превосходит площадь Московского авиационного в 15 раз. Студенческий кампус в своих стенах имеет все, что нужно для полноценной учебы, и жизнь за пределами кампуса познается не чаще чем раз в две недели. Впрочем, для китайского студента основная жизнь в кампусе это треугольник общежитие – столовая — учебный корпус. Если для иностранного студента в обязательную программу входит 3–4 часа занятий до 12 часов и все (остальные курсы ищешь себе при наличие желания), то китайская студенческая жизнь это «путь длиною в тысячу ли», который скорее мученическая стезя, нежели «золотая пора» как у нас.
Общежитие китайского студента это что-то напоминающее наши армейские казармы. Численность соседей по комнате, конечно, не доходит до роты, но делить одну комнату на 10 человек это тоже испытание, места в комнате хватает лишь на размещение двухъярусных кроватей у стен, так что общежитие сближает. Если отсутствие холодильника, телевизора, кондиционера и интернета – это ожидаемо, то неимение хоть какой-нибудь кухни в здании и горячей воды – это уже переносится суровее. Впрочем, такие мучения предписаны только бакалаврам. Студентам-магистрам иногда достается чуть более уединенная обстановка и даже доступ в «интернет», в ограниченный китайский псевдо-интернет (жизнь иностранного студента, к слову, в Гуанси ничем не отличается от существования китайского студента-магистра). Только стоит отметить, что магистратура у китайского студента это не приоритетный вариант продолжения жизни, бакалавр в этой стране не считается псевдо-специалистом. Многим студентам сильно более подходящий вариант это по окончании бакалавриата начинать свою трудовую деятельность, нежели продолжать сидеть за партой. Считая, что от безработицы в КНР не то, что звание магистра не спасает, так и звание доктора ничего не гарантирует, то возможно ранняя трудовая деятельность довольно-таки перспективный путь в жизнь. Чтобы у читателя сложилось более полное впечатление о количестве человек на место, отметим, что ежегодно в КНР выпускается 10 млн.магистров. При этом даже в непопулярную магистратуру конкурс настолько высок, что подготовку китайский студент начинает за 15(!) месяцев до сдачи вступительных экзаменов, у нас 15 дней подготовки это уже обычно большой успех.
Учебный процесс построен довольно таки необычно. В принципе если брать в целом, то по часам загруженность китайского студента сильно меньше, нежели даже в российских ВУЗах, но особый распорядок дня и «китайский жизненный подход» помогают учебе замещать досуг. Китайский жизненный подход – это строительство рабочего дня вокруг приемов пищи (смотря на китайцев, вспоминается наше «режим питания нарушать нельзя»). В 12:00 во всем Университете, во всей провинции, во всей Поднебесной наступает обед — то время когда на улице лучше не оказываться. Если у тебя не было возможности позаботиться о пропитании до 12 часов, то в этот день поесть тебе, скорее всего не удастся. Китайцы несильно отстали от испанцев в своей «сиесте»: после обеда положено три часа на отдых, лишь после выполнения этой обязательно программы можно возвращаться к занятиям. Но на этом обязательна программа дня еще не заканчивается, потому как с семичасовым ужином происходит аналогичная история, и это приводит к тому, что по-нашему четвертая институтская пара начинается в 19:40. С таким распорядком дня китайский студент выглядит исключительно занятым учебой.
После того как проучишься более года с китайцами вместе, начинаешь немного терять дар речи в прямом смысле. В Китае либо по Конфуцию («хитрые речи редко соседствуют с гуманностью») либо по Лао-Цзы («кто говорит тот не знает, кто знает – тот не говорит»), но велеречивость, да и просто неумение оставаться безучастным, добродетелями не считаются. Обсуждение какой-нибудь темы или поднятие какой-то проблемы во время занятий — это что-то из ряда вон выходящее. Среди китайских студентов вообще непринято задавать какие-либо вопросы преподавателю, у китайцев есть чэнъюй сыцзиинбэй, который означает «механическое зазубривание». Этот чэнъюй, возможно, лучше всего отражает построение учебного процесса, при способности поглощать большие объемы информации китайские студенты ходят на занятия исключительно для того чтобы слушать, но никак не участвовать. А задать вопрос преподавателю — это вообще нарушение многовековой традиции преподавания в китайских институтах, преподаватель делает круглые глаза и в лучшем случае предлагает выяснять эти вопросы на китайском аналоге Google сайте Байду (www.baidu.com). Принцип запоминания информации, без какой либо аналитической составляющей они проносят через весь свой быт и все другие дискуссии. Когда разговариваешь с китайцем, создается впечатление, что читаешь сводку китайских новостей, все фразу строятся точь-в-точь как цитаты из газет.
Каждый рядовой китайский студент обязан в течение четырех недель каждый день посещать шести часовой курс изучения коммунистического движения (помимо того, что эти идеи проходят через всю их жизнь), и создается впечатление, что на этом весь кругозор китайского студента и ограничивается! При удивительно хорошей осведомленность об абсолютно всех аспектах китайской жизни, на лицо абсолютная непросвещенность о том, что происходить за пределами китайских границ. Речь идет не только о текущих событиях, но и представлениях в области географии, культуры, социальной жизни. Китайское мышление довольно стереотипно. Этот стереотип начинается с идеи о том, что все белые люди отлично говорят на английском, и заканчивается тем, что все они живут только в Америке.
Стратегическая задача китайского студента по побегу из КНР
Отмеченные в начале статьи достижения КНР в вопросе обучения своих студентов за рубежом имеют обратную сторону. Китай очень преуспел в том, чтобы наладить много линий межгосударственного сотрудничества по обмену студентами, но столкнулся с проблемой, которую пока не может решить. Как из всех тысяч отправленных за границу студентов заставить вернуться в Китай хотя бы десятую часть? Вопреки, преподносимому мнению о безотрывности китайца от своего государства, большинство китайских студентов, которым удается покинуть КНР, не горят желанием туда возвращаться (как и иностранцы, приглашенные на обучение не стремятся остаться) и работают не ради построения развитого социализма в КНР, а на благо «империалистических интересов».
Из упомянутой в предыдущем параграфе стереотипичности представлений китайцев о жизни за пределами Поднебесной произрастает, что-то вроде «хорошо там, где нас нет». Если все рядовые китайцы из предыдущего поколения занятый усердной борьбой за выживание в «Новом Китае», то молодое поколение отчаянно ищет возможности покинуть Срединное государство. Для обычного китайского студента ответ на вопрос, почему ты до сих пор не уехал жить в Америку, раз у тебя есть возможность, просто не поддается пониманию!
Программа Work and travel USA, предлагающая возможности прохождения практики в одном из американских фаст-фуд ресторанов в качестве официанта или горничной в гостиницу, пользуется популярностью даже большей, чем коммунистическая партия. По такому поводу в иностранной среде китайских университетов ходит шутка о том, что негры в США хотя бы бесплатно ездили работать, а китаец готов платить за работу в Штатах.
Гончарук А.В.
Все заметки рубрики goncharuk
| Китай Теги Создать магазин telegram. Создание магазина.
|