Одеяла, произведённые в Gee’s Bend, действительно уникальны, главным образом, потому, что их дизайн не следует никаким установленным правилам и вовсе не должен состоять из равных квадратов, как обычные лоскутные одеяла. Сочетание форм и цветов используемой материи заставляет задуматься о том, каким образом одеяла, сшиваемые женщинами из отдалённой негритянской общины, живущей в излучине реки в Алабаме, настолько близки по своей идее к моделям и узорам, которые можно найти в лучших галереях современного искусства.
Открыты они были не так давно, около десяти лет назад,
Несмотря на свою известность, трудно сказать, что дамы из Gee’s Bend весьма обогатились от этого проекта. По всей видимости,
Кроме уникальных одеял, Алабама богата разнообразными видами народных ремёсел (народными в прямом смысле этого слова): от индейских до многочисленных этнических групп новых переселенцев. Одним из наиболее распространённых ремёсел является гончарство, вероятно, по причине изобилия подходящей глины. Смешение традиций гончарства индейцев и белых колонистов из других штатов породило новый подход к обработке глины, ставший гордостью всего штата. Мой начальник в Совете по искусствам в прошлом году выпустил замечательную книгу по традиции гончарства в Алабаме, которая охватила его двадцатилетние исследования в этой области. Тоже рекомендую на «Амазоне».
Правительство штата весьма серьёзно поддерживает искусство и народные традиции, и эта поддержка выражается, прежде всего, в индивидуальных грантах и финансировании образовательных проектов. Если, скажем, мастер в
Кстати, вопрос о личной идентификации в Америке стоит сейчас довольно остро – многие нанимают генеалогов, чтобы отыскать своих предков на различных континентах и отправиться с ними знакомиться. Конечно же, только познакомиться и вернуться обратно, потому как никто из них покидать Америку во имя некой исторической родины не стремится. Так что в виду всего этого особой популярностью пользуется обучение всему «традиционному и народному», которое только могут предложить местные провайдеры, клятвенно заверяя своих клиентов в самой что ни на есть аутентичности.
На мой взгляд, действительно самая аутентичная традиция в Алабаме – это т.н. Sacred harp singing – священное религиозное пение, ничего общего с арфой или губной гармошкой не имеющее, как можно было бы заключить из перевода слова «harp». Традиция этого пения восходит к середине 16 века, когда для того чтобы подключить широкие массы к воспеванию имени Божьего, церковные лидеры решили немного переписать нотную грамоту, придав нотам одну из четырёх форм: круг, квадрат, ромб и треугольник, чтобы таким образом их различать, и это заметно облегчило обучение. Тем не менее, тех наших современников, которые имеют музыкальное образование, такой подход только запутывает, потому что не только у нот появилась форма на нотной странице, но и названия нот сократили до четырёх: фа, соль, ля и ми.
Мне, на правах фольклориста и представительницы организации, которая частично субсидировала это действо, посчастливилось побывать в специальном пятидневном летнем лагере, в котором обучали всех желающих этому виду пения. Sacred harp singing оказалось акапеллой, и я поняла, что акапелла рулит.
А прониклась я этим так сильно после того, как меня вытащила на середину моя соседка. У них так заведено, что каждый участвующий выходит хотя бы один раз в центр квадрата продирижировать один гимн (гимны довольно короткие, в среднем на пять минут). Квадрат образуется четырьмя группами по 40–50 человек на каждой стороне, которые поют на разные голоса: бас, тенор, альт и сопрано. Ощущения от голосовых вибраций в самом центре квадрата не описать никакими словами, это просто надо почувствовать самому. Казалось, будто поют мне и воспевают меня, и выражение лиц, направленных на меня — совершенно особенное. Все вдохновлены пением, каждый