eduABROAD - обучение за рубежом

 

penttinen


Les Roches International School of Hotel Management

Моя история: жизнь и учёба в Финляндии / Татьяна Пенттинен — 20.05.09

С чего началась моя история, которая привела меня в итоге в Финляндию? Сказать сложно. Думаю, что можно начать с моей практики во Франции, на которую я отправилась на последнем курсе питерского института. Поскольку моя учеба в институте пришлась на середину 90-х, мысли о возможности уехать жить за рубеж, посещали пожалуй всех моих сверстников в какой-то мере, но все же это казалось достаточно недоступным и пугающим. А практика за рубежом открывала неплохую возможность примерить западную жизнь на себя. Полгода прошли достаточно быстро и интересно, но неожиданно для себя я сделала вывод, что уезжать из России навсегда мне не хочется. В любой стране есть свои проблемы, от них никуда не денешься. Вот только наши проблемы нам как-то понятнее, мы уже научились с ними жить, а как учиться жить с незнакомыми проблемами? Да и возможностей реализовать себя на своей родине гораздо больше. За границей ты всегда будешь иностранцем. В общем, я твердо решила прокладывать свою дорогу в России, что у меня в принципе неплохо получалось.

Правда к тому моменту, когда у меня начало получаться неплохо, у меня появился финский друг. Начало отношений никаких серьезных намерений не подразумевало. Но первая же моя поездка в Финляндию отложила незабываемый отпечаток в моей душе. Уже выйдя на перрон вокзала в Хельсинки, я начала удивляться тому, насколько иначе я ощущаю себя и окружающую меня действительность, чем каких-то 5 часов тому назад, когда садилась в поезд. Атмосфера казалась наполненной каким-то спокойствием и уравновешенностью. Уезжая же обратно домой, мне хотелось вернуться сюда еще когда-нибудь. Время шло, отношения с моим финским другом становились все серьезнее, поездки в Финляндию все более частыми, но я твердила своим знакомым, что ничего из этого все-равно не выйдет. Я не хочу уезжать из России, он сюда тоже никогда не переедет – какое у нас может быть будущее? И все же чувства взяли верх над разумом, после двух лет знакомства мы сыграли свадьбу в Питере и вопроса о том, где мы будем жить уже не стояло, мой переезд в Финляндию казался вполне логичным.

Потом началась новая жизнь, которую сложно назвать сладкой. Первые 3 года были самыми сложными – изучение трудного языка, притирки с мужем, которые из-за разницы менталитетов случались очень уж часто. Поиски работы тоже заходили в тупик, поскольку даже на прочтение объявления о работе уходило по нескольку часов, а нужно еще написать мотивационное письмо… Но мои терпение и старание не прошли даром. Ровно через 3 года после свадьбы, выучив достаточно прилично финский язык, я нашла работу. Посылая свои резюме и мотивационное письмо на эту вакансию, я была почти уверена, что там уж мною точно не заинтересуются. Вакансия, на которую я отправила заявление, была вакансией расчетчика зарплаты в Высшей Школе Экономики г. Хельсинки. Каково же было мое удивление, когда мне оттуда позвонили и пригласили на собеседование! Было ощущение, что вышла какая-то ошибка. Нельзя сказать, чтобы собеседование прошло как по маслу — в этой позиции мне отказали, но зато предложили другую – консультанта на ресепшене, о чем я в последствии совсем не пожалела.

Надо сказать, что согласие на это с моей стороны был достаточно смелым, поскольку в финском языке я до сих пор еще не чувствовала себя уверенно и было очень даже неловко переспрашивать у клиентов, если я не очень понимала вопроса. Но, надо отдать дань финнам – они народ очень терпеливый и из себя в подобных ситуациях мало того что не выходили, а еще и относились ко мне в большей степени с пониманием и симпатией. Сначала я задавалась вопросом: «Ну зачем же им-то нужно было посадить на такое видное место иностранца, который не так свободно владеет финским, чем создает такие ситуации, что клиент порой вынужден объяснять мне чего он хочет и удивляться почему его не понимают в его собственной стране на родном языке?» Когда же я впервые ознакомилась со стратегией университета, я нашла и ответ на свой вопрос. Главной задачей университета была интернациональность – как можно больше международных обменов студентами, иностранных профессоров и студентов, а также и персонала. Будучи на самом видном месте для всех, входящих в главное здание университета, я очень хорошо отражала цель этой стратегии. Тогда я успокоилась и сосредоточилась на эффективном выполнении своих обязанностей, тем более, что при такой раскладке вопроса у меня были неплохие шансы на то, чтобы задержаться здесь надолго – первый контракт у меня был на год.

А университет мне начинал нравиться все больше. После питерского вуза, меня поражала в первую очередь оснащенность классов. Компьютеры есть, конечно, не в каждом классе, но не везде они и нужны. У студентов доступ к компьютерам не только во время занятий, на которых компьютер необходим, но и возможно посещение компьютерных классов (естественно с доступом в интернет) в удобное для них время. Некоторых — даже ночью! Другой аспект, который меня удивлял и радовал – человечное отношение к студентам. У учебного отдела есть своя стойка обслуживания, на которую любой из студентов может обратиться по любому вопросу и если на его вопрос не смогут ответить здесь, то его направят к разбирающемуся в этом сотруднику. Практически у всего персонала, профессоров есть часы приема, когда к ним можно спокойно обратиться.

Система проведения экзаменов очень отличается от нашей, российской. Экзамены большей частью проводятся письменно без присутствия преподавателя, который вел предмет. Экзаменационная комиссия раздает студентам письменные билеты, подготовленные преподавателем – как правило вопросы одинаковы для всех студентов, которые пришли на экзамен в этот день. После проведения экзамена, ответы собираются и передаются преподавателю для проверки. Проверив работы, преподаватель передает результаты в учебный отдел, где результаты заносятся в базу данных, после чего студент может увидеть свои результаты на отведенной ему страничке в программе. И даже если результаты нужно вывесить на доску информации, там никогда не будет указана фамилия студента, а лишь номер студента, который присваивается каждому. К тому же только положительные результаты вывешиваются, если ты провалил экзамен, то просто не найдешь своей фамилии в списке. Такая система проведения экзаменов еще раз подтверждает тот факт, что Финляндия – одна из самых не коррумпированных стран.

Демократичность Финляндии я тоже очень хорошо прочувствовала. Например, я по окончании своего контракта на ресепшене, написала письмо ректору и директору университета с идеями, которые могли бы улучшить уровень обслуживания, на что получила очень быстро ответ с благодарностями и обещаниями использовать мои идеи в будущем. Любой студент может также обратиться к руководству и обязательно получит ответ, будь то вопрос, предложение или же рекламация.

Отдельно стоит упомянуть деятельность студенческого союза в университете. Если в питерском вузе, где я училась, я прочувствовала деятельность подобного образования (у нас это называлось студенческий клуб) только лишь на проведении время от времени дискотек в рамках института, то здесь это очень крупная, с развитой деятельностью организация. Раз в год выбирается ее председатель (из студентов), который участвует в заседаниях правления университета и действительно может повлиять на принятие решений, выступает с трибуны на открытии учебного года и других важных для студентов мероприятиях. В числе персонала студенческого союза — адвокат и сотрудник, отвечающий за связи с работодателями. Союз владеет недюжинным количеством недвижимости. Студенческий союз оплачивает студентам билеты, когда они отправляются на учебу по обмену. Ну, а уж количество вечеринок и всяческих мероприятий подсчитать сложно. Основной же состав сотрудников студенческого союза – сами студенты. Возможность в нем работать дает как неоценимый опыт, так и является источником заработка.

Очень важной является также работа службы профессиональной деятельности. Служба налаживает контакты с работодателями и помогает студентам устроится на работу — как после окончания университета, так и во время обучения. Конечно, университет не слишком приветствует работу во время обучения, но все-таки это возможно в первую очередь из-за структуры обучения. Дело в том, что в Финляндии в высших учебных заведениях нет такого жесткого графика обучения, когда в течение одного семестра ты обязан выполнить определенное количество определенных предметов в определенном порядке. В рамках каждой программы есть ряд обязательных предметов и предметов на выбор. Университет предоставляет расписание курсов, на которые можно записаться, в начале учебного года, а студент сам решает с какой загруженностью он будет заниматься в следующем семестре – будет ли это 2 курса или же 7 — и какие именно курсы это будут. Безусловно, маленькая загруженность учебой отражается на продолжительности всего обучения, но дает возможность строить свое обучение в соответствии с жизненной ситуацией студента, а также учит студентов нести ответственность за свои действия. Раньше учебу можно было вообще растянуть чуть-ли не на всю жизнь – защищать по одному предмету за семестр, но после того как в 2005 году были введены новые правила, ввели и ограничения по срокам обучения. Теперь на защиту степени бакалавра дается 3 года обучения, на магистра – 2, но все-таки даются еще 2 дополнительных года, на случай если не успеваешь вписаться в сроки.

Следует уделить отдельное внимание также ежегодной выставке «Арена», которую организует служба профессиональной деятельности. В день проведения этой выставки холл и актовый зал университета кишат людьми – фирмы, заинтересованные в выпускниках и студентах Высшей Школы Экономики, приезжают со своими стендами, раздают свои брошюры, предложения о работе, сувениры и конфеты, а некоторые прямо тут же проводят собеседования. Занятия в этот день отменены, поэтому в студентах недостатка нет. Кстати, организацией такой выставки занимается обычно кто-либо из студентов-выпускников, это еще одна возможность поработать внутри института.

Ознакомившись со всем этим, я подумала: как жалко, что нельзя вот просто так взять и приехать учиться в Финляндию, например из России. А оказалось, что и это возможно, да еще не так уж и сложно, как кажется. В HSE, как и в других университетах Финляндии, есть программы, по которым можно обучаться на английском языке. И если во многих университетах, как правило, это программы магистратуры, то в HSE все обучение от начала до конца можно пройти на английском. Для того, чтобы поступить в бакалавриат HSE, нужно сдать SAT I-тест, который тестирует математические и аналитические способности поступающего, а также подтвердить знание английского языка международным тестом типа TOEFL. (Тест можно сдать в любом месте, где его проводят, вовсе не обязательно ехать для этого в Финляндию.) Само заявление подается посредством интернета, т.к. в 2008 году создали единую систему подачи заявлений во все высшие учебные заявления Финляндии. Еще одна отличительная черта – для того, чтобы подать заявление, не обязательно иметь аттестат. В Финляндии подача заявлений ведется как правило весной, когда учеба в лицеях еще продолжается. Поэтому во время подачи заявлений аттестаты предоставлять не нужно, их просят предоставить позже и только в том случае, если будет принято положительное решение о приеме.

С магистратурой все немного иначе, там имеет значение предыдущее образование, поэтому у каждого университета свои требования. HSE, например, требует результаты теста GMAT, опять же тесты английского, а также анализирует полученное ранее образование. Средняя оценка, как правило, должна быть не менее «хорошо», определенное количество академических часов по определенным предметам, вот основные критерии. Дополнительную информацию о правилах приема можно посмотреть на сайте университета www.hse.fi в разделе Education/Student Admissions.

Пожалуй, самым приятным сюрпризом во всем этом является то, что финским законодательством установлено право на бесплатное обучение для всех, которое в настоящий момент распространяется и на иностранных граждан тоже. Правда, в самое ближайшее время планируются изменения по этому вопросу – правительство рассматривает принятие нового закона, в соответствии с которым на некоторые программы магистратуры университеты будут вправе устанавливать плату на обучение для иностранных граждан. И все-таки, скорее всего будет существовать возможность бесплатного обучения и в дальнейшем. Принятие нового закона даст в свою очередь возможность осуществления еще одного грандиозного плана. В январе 2010 должен начать свою работу новый университет под названием «Аалто». Его рождение произойдет в результате слияния трех крупных хельсинкских университетов – Высшей Школы Экономики г. Хельсинки, Технического Университета и Университета Исскуств и Дизайна. Делается это с целью расширить возможности обучения и научных исследований, а также повысить престижность финского образования на мировом рынке образования.

Надеюсь, что создание нового университета предоставит новые возможности и для меня. Подводя же итоги, на сегодняшний день я вполне довольна тем, что судьба привела меня в Финляндию. У меня замечательная семья, которая уже успела прилично расшириться – у нас 2 очаровательных дочки. И на работе я успела за это время «подрасти» — после ресепшена я  проработала 1,5 года в учебном отделе секретарем, а в настоящее время работаю менеджером проекта в отделе международных отношений. И хотя у меня до сих пор нет постоянного контракта, уверенность в завтрашнем дне меня не покидает даже несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку.
оставить комментарий ] [ комментарии: 3 ]
 Комментарии [ 3 ] 

 Петр 

  

Очень полезная статья для тех кто еще не открыл для себя эту прекрасную страну и ее мега эффективную систему образования.

Хочу только сделать поправку на тот факт, что поступление в финские вузы (обычно с января по 15 февраля каждого года) на самом деле возможно только с уже полученным аттестатом, то есть те школьники которые еще не окончили обучение в школе скорее всего не смогут подать заявки на поступление в текущем году. Информация подтверждена и на сайте мин образования Финляндии в разделе для иностранных студентов.

Всем удачи!



 Виктория 

  

Здравствуйте!
Прекрасная статья,я зачиталась даже)
Меня на данный момент тоже интересует обучение заграницей.
Мой выбор пал на: Греманию,Швецию.
Финляндия тоже была в мыслях,т.к. меня обрадовал тот факт,что можно обучаться на англ.языке! т.к. я не знаю ни немецкого,ни шведского.
хотелось уточнить,что это за университет,который описывается в статье? Я студентка 2-го курса и проживаю в г.Мурманск.
таким образом,чтобы учиться в Финляндии Я должна сначала окончить российское обучение,так?
пожалуйста,подскажите мне.



 Олег 

  

Хорошая статья, я тоже учусь в Финляндии на третьем курсе, многое сходится, только я учусь в небольшом городке и от этого скучно мне там после Питера. Недавно сделал сайт об учёбе в Финляндии, кому интересно,как я поступал, какя система обучения и какие впечатления: [ >>> ]

 Автор : Олег, приглашаю стать нашим автором в разделе «Дневники студентов»: [ >>> ]. Это оплачивается.




оставить комментарий ]


Все заметки рубрики penttinen…

Рубрики [+]

Поиск в журнале

Подписка на рассылку

Реклама:
Особенности покупки квартиры в болгарии у моря. . Техника для леса и сада купить купить технику для леса. . Скидка онлайн топ 15 лучших промокодов на скидку.
 Автор 
Татьяна Пенттинен
Татьяна Пенттинен
 Финляндия 
Система образования ФинляндииВизы в ФинляндиюСкидки, акцииКолумнисты:
Татьяна Пенттинен
 Теги 
  • летний хоккейный лагерь в канаде
  • летние школы за рубежом
  • начальное образование в англии
  • gmat пробный тест
  • fce ultra настройка
  • Особенности покупки квартиры в болгарии у моря. . Техника для леса и сада купить купить технику для леса. . Скидка онлайн топ 15 лучших промокодов на скидку.