Обратимся к данным двух международных тестов по математике для школьников разных стран. Первое тестирование Programme for International Student Assessment (PISA) каждые 3 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Вот результаты тестирования по математике школьников 57 стран за 2006 год:
1. Chinese Taipei (549)
2. Finland (548)
3. Hong
4. Korea (547)
5. Netherlands (531)
6. Switzerland (530)
7. Canada (527)
8.
9. Liechtenstein (525)
10. Japan (523)
11. New Zealand (522)
12. Belgium (520)
13. Australia (520)
14. Estonia (515)
15. Denmark (513)
16. Czech Republic (510)
17. Iceland (506)
18. Austria (505)
19. Slovenia (504)
20. Germany (504)
21. Sweden (502)
22. Ireland (501)
23. France (496)
24. United Kingdom (495)
25. Poland (495)
26. Slovak Republic (492)
27. Hungary (491)
28. Luxembourg (490)
29. Norway (490)
30. Lithuania (486)
31. Latvia (486)
32. Spain (480)
33. Azerbaijan (476)
34. Russian Federation (476)
35. United States (474)
36. Croatia (467)
37. Portugal (466)
38. Italy (462)
39. Greece (459)
40. Israel (442)
41. Serbia (435)
42. Uruguay (427)
43. Turkey (424)
44. Thailand (417)
45. Romania (415)
46. Bulgaria (413)
47. Chile (411)
48. Mexico (406)
49. Montenegro (399)
50. Indonesia (391)
51. Jordan (384)
52. Argentina (381)
53. Colombia (370)
54. Brazil (370)
55. Tunisia (365)
56. Qatar (318)
57. Kyrgyzstan (311)
Невысокие результаты, верно? Прямо как у располагающихся по соседству с нами американцев.
А вот результаты другого исследования — Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS), проводимого Национальным центром статистики в области образования США, за 2007 год:
1. Chinese Taipei (598)
2. Korea, Rep. of (597)
3. Singapore (593)
4. Hong Kong SAR (572)
5. Japan (570)
6. Hungary (517)
7. England (513)
8. Russian Federation (512)
9. United States (508)
10. Lithuania (506)
11. Czech Republic (504)
12. Slovenia (501)
13. Armenia (499)
14. Australia (496)
15. Sweden (491)
16. Malta (488)
17. Scotland (487)
18. Serbia (486)
19. Italy (480)
20. Malaysia (474)
21. Norway (469)
22. Cyprus (465)
23. Bulgaria (464)
24. Israel (463)
25. Ukraine (462)
26. Romania (461)
27. Bosnia and Herzegovina (456)
28. Lebanon (449)
29. Thailand (441)
30. Turkey (432)
31. Jordan (427)
32. Tunisia (420)
33. Georgia (410)
34. Iran, Islamic Rep. of (403)
35. Bahrain (398)
36. Indonesia (397)
37. Syrian Arab Republic (395)
38. Egypt (391)
39. Algeria (387)
40. Colombia (380)
41. Oman (372)
42. Palestinian Natl Auth. (367)
43. Botswana (364)
44. Kuwait (354)
45. El Salvador (340)
46. Saudi Arabia (329)
47. Ghana (309)
48. Qatar (307)
Здесь результаты уже намного лучше, однако от лидеров — азиатских школьников — россияне снова отстают почти на сто баллов, традиционно соседствуя с «тупыми» американцами.
Для того чтобы получить представление о том, куда движется российское математическое школьное образование, давайте посмотрим, как изменились результаты российских школьников за последние 10 лет. В 1999 году, по данным того же TIMSS, Россия занимала 12 место с результатом 526, отставая от лидеров на те же самые 80 баллов. Таким образом, за 8 лет российские школьники поднялись на 4 позиции, однако разница между 8 и 12 местом и в 1999, и в 2007 году составляла всего лишь около 10 баллов. А вот американцы улучшили свои достижения более существенно — они поменяли 19 место сразу на 9. Ещё ярче оказались успехи школьников из Великобритании: 20 место в 1999 году и 7 — в 2007. Состязание продолжается!