В преддверие начала нового учебного года и как раз в то время, когда у раздумывающих о дальнейшем пути оставался последний шанс сделать свой выбор, на вопрос «А зачем вообще идти учиться в университет?» попытались ответить люди, известные в австралийских академических кругах.
Питер Дохерти (Peter Doherty), школа медицины, University of Melbourne: «Если вы настолько удачливы, что сумели определить тот род занятий, который вам нравится, и обладаете соответствующими способностями — университет даст вам возможность интенсивного развития ваших знаний и способностей. И если по окончании университета вы сделаете открытие „А ведь всё только начинается!“ — это будет очень полезным мотивом для всей дальнейшей жизни».
Кэтрин Ламби (Catharine Lumby), Sydney University: «В университетском образовании есть то общее, что, мы надеемся, получают все студенты за годы учёбы: умение творчески мыслить, критично воспринимать действительность, убедительно доказывать своё мнение в споре, четко и ясно выражать свои идеи, со здоровым скептицизмом воспринимать результаты своих исследовательских работ. В нынешней обстановке реформирования федеральным правительством системы высшего образования студенты всё больше воспринимают себя клиентами, а университеты —
Мэрилин Лэйк (Marilyn Lake), La Trobe University: «Мне нравится мысль о том, что в процессе обучения в университете мироощущение человека не упрощается, напротив, он понимает, насколько сложно устроен этот мир. Первостепенная задача университета — дать студенту вместе со знаниями понимание глубокой взаимосвязи и взаимодействия гуманитарных и естественных наук между собой и с самыми разными сторонами жизни общества, подготовить его к жизни в обществе. Профессиональная специализация — это следующий, более поздний этап».
Лариса Берендт (Larissa Behrendt), University of Technology, Sydney: «В процессе получения высшего образования человек должен научиться анализировать информацию и новаторски мыслить в своей сфере деятельности; не только понимать происходящее, но и адаптироваться к изменениям, а также генерировать эти изменения. Однако лучшим может считаться такое образование, когда получение студентами профессиональных знаний и навыков происходит в сочетании с их постоянным общением между собой и развитием самых разных способностей — будь то хоккей или участие в дебатах, осуществление творческих проектов или развитие разговорных навыков. И, наконец, ВУЗ должны покидать профессионалы, осознающие, в каком обществе они живут, какие изменения в этом обществе происходят, и способные стать лидерами, влияющими на общественные процессы».
Раймонд Гаита (Raimond Gaita), профессор University of London и Australian Catholic University: «Общее представление о том, что такое университет, изменилось настолько, насколько изменились и сами университеты, что произошло в связи с девальвацией самого понятия образованности. Всё больше и больше студентов не выходят за рамки получения узкопрофессиональных знаний. Между тем, если вы утверждаете, что вы образованный человек, это означает, что вы способны мыслить, понимаете историю и искусство, которые и сделали нас теми, кто мы есть. Без этого мы не будем понимать друг друга и самих себя. Чтобы представлять из себя нечто большее, чем амбициозный дилетант, человек должен обладать не только интеллектуальными способностями. Он должен постараться преодолеть тщеславие, обладать смелостью, болеть за истину, а не за статус, быть просто добрым человеком. Нельзя научить, как и зачем бороться за истину, но можно научить мыслить критически. Для этого нужны живые примеры — ваши преподаватели, и примеры из изучаемых вами предметов. Не все примеры можно почерпнуть только из общественных наук, но только общественные науки могут дать вам способность размышлять над их значимостью».