С 1989 года правительства и консервативной National Party, и либеральной Labour Party обеспечивали денежную поддержку учебных заведений послешкольного образования (за исключением финансирования исследовательских работ) в первую очередь в зависимости от числа принятых на обучение студентов. Система, включающая университеты, институты и политехники, «wananga» (учебные заведения, сфокусированные на культуре народа маори), частные учебные заведения функционировала более или менее стабильно до 1998 года, пока существовало
Любой современной стране необходимо существенно улучшать образовательный уровень населения с целью повышения уровня жизни и с тем, чтобы оставаться конкурентоспособной на мировом рынке. При этом необходимо соблюдать и несколько простых правил, обеспечивающих высокое качество образования и его востребованность в экономике. В Новой Зеландии погоня за государственными деньгами привела к вульгарному заполнению мест в 300 учебных заведениях (включая 250 частных) и трате этих самых денег на курсы «невысокой образовательной ценности», как было признано в самой стране.
Гордон Девис признаёт, что суммы, затрачиваемые правительством Новой Зеландии на поддержку послешкольного образования, выглядят весьма внушительно в сравнении с другими странами. Однако их распыление приводит к неоправданно низкому уровню господдержки на конкретных направлениях, требующих солидных вливаний: медицина, инженерное дело, информационные и компьютерные технологии. ВУЗы для затыкания дыр порой соблазняются возможностью предложить
Выводы Гордона Девиса таковы. Первое. Посыл «дайте человеку возможность выбора» не всегда работает в отношении такой неосязаемой категории и сложного для инвестирования объекта как высшее образование. Слишком многие молодые люди в той же Новой Зеландии склонны были выбрать, например, курс серфинга, или employment skills program, за поступление на которую им посулили мобильные телефоны, вместо осознанного выбора действительно необходимого им ВУЗовского образования. Недостаток собственного опыта и отсутствие совета квалифицированного консультанта зачастую ставят молодого человека в затруднительную ситуацию.
Второе. Любая программа финансовой поддержки провоцирует такое поведение, которое она поощряет. Новая Зеландия просто получила результат, который был спровоцирован принципом выделения денег под количество студентов.
Третье, и основное. Дерегулирование в системе образования — большая ошибка, если не предусмотрены адекватные меры контроля за учебными заведениями, дающие возможность убедиться, что те работают на обеспечение нужд общества. Дайте им бесконтрольно плыть по рыночным волнам, конкурируя друг с другом — и вы получите выброшенные деньги, мошенничество и злоупотребления руководства. Ясно сформулированная программа должна сопровождать любые дискуссии об управлении и поддержке учебных заведений.
В Новой Зеландии, похоже, осознали, что потребители нуждаются в защите в условиях свободного рынка. Tertiary Education Commission занялась инспектированием курсов с намерением отказа в поддержке тем из них, которые дают низкую вероятность трудоустройства; пересматривается подход ко многим другим. Однако, потребуется время и существенные усилия для видимых изменений и перераспределения средств.