Материал предоставлен проектом EXAMEN компании Begin Group
По данным исследования, проведенного в рамках проекта EXAMEN (www.examen.ru) компании Begin Group, проведенного в апреле 2006 года, 24% родителей планируют получение образования за рубежом для своих детей. Еще 6% опрошенных сообщили, что они и сами собираются учиться за границей, и намерены отправить ребенка за рубеж. 7% респондентов собираются только сами поехать за рубеж на учебу.
Планируете ли Вы получение образования за рубежом?
При этом половина родителей сообщили, что хотели бы, чтобы их ребенок прошел за границей краткосрочную программу (языковые курсы, стажировки). Еще 14% приветствуют получение ребенком высшего образования за рубежом. 21% родителей хотели бы, чтобы их дети учились только в России.
Интересно, что по данным анкетирования 300 старшеклассников и их родителей, проведенного в рамках выставки «Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка», 90% школьников поступающих на программы первого высшего образования за рубежом, не рассматривают отечественные вузы в качестве альтернативы. После окончания вуза они в большинстве случаев (95%) стремятся найти работу за пределами родины. Однако на практике лишь 30% россиян, закончивших зарубежные вузы, находят работу за границей. 70% выпускников возвращаются работать в Россию.
Что касается выбора страны, где предпочитают учиться наши соотечественники, то чуть более половины из них (51%) выбирают Великобританию. На втором месте по популярности (15% опрошенных) находятся США, затем идет Франция (9%), Германия (7%), Канада и Австралия (в их пользу высказались по 6% респондентов), а также Испания (4%).
Традиционно британское образование считается эталоном качества. Однако сегодня 81% опрошенных школьников и родителей не считают, что лучшее образование можно получить в только Великобритании, признавая, что вузы Франции, Германии или Италии дают не менее хорошее образование.
При этом приоритетными факторами при выборе страны для получения образования за рубежом являются перспективы трудоустройства в этой стране (этот фактор важен для 36% школьников и их родителей), а также традиции качественного образования (35%). Менее влиятельными факторами оказались стоимость проживания в стране (17%), ее история и культура (13%), климат (только 6% опрошенных).
Важность причин, по которым Вы будете выбирать страну для образования за рубежом. По приоритетности были оценены респондентами следующие причины выбора страны для обучения
Видимо, при выборе страны, куда едут учиться вчерашние старшеклассники, фактор качества образования все же уступает хорошим перспективам получения работы или хотя бы прохождения стажировки.
Специальности, которые выбирают абитуриенты, отправляясь учиться за рубеж, во многом подобны предпочтениям будущих студентов российских вузов. Подавляющее большинство стремятся получить образование в сфере бизнеса и экономики. Оставшиеся в качестве специальности выбирают архитектуру, искусство (дизайн), гостиничное дело, IT, юриспруденцию. Студенты проходят обучение на английском (92% слушателей), французском, немецком и испанском языках. При подборе программы высшего образования за рубежом 79% респондентов руководствуются стоимостью обучения, при этом для 64% важна также страна, а 38% ответивших на вопросы оценивает также перспективы дальнейшего трудоустройства. На бренд вуза обращают внимание 36% респондентов. Наименее важными факторами оказалось наличие подходящих специальностей и условия проживания (7 и 9% соответственно).
Как оказалось, на популярность зарубежного вуза в России, в первую очередь, влияют такие факторы, как место, занимаемое вузом в международных рейтингах (так считают 39% респондентов), прочные связи с образовательными агентствами в Москве (мнение 38% опрошенных). Немного менее важной респонденты считают маркетинговую активность вуза на российском рынке, 31% опрошенных согласились с этим. В меньшей степени на престиж вуза оказывает влияние популярность страны, в которой он расположен.
Приняв предварительное решение обучать своих детей за рубежом, 44% респондентов планируют посетить специализированную выставку, а 23% — профильное агентство. 17% опрошенных собираются заняться поиском программы самостоятельно, оставшиеся 16% респондентов собираются получить совет знакомых по этому поводу.
После принятия решений относительно обучения за рубежом Вы:
Займетесь самостоятельным поиском программы — 17%
Пойдете на специализированную выставку — 44%
Обратитесь в агентство по обучению за рубежом — 23%
Посоветуетесь со знакомыми — 16%
Надо заметить, что, многие школьники и их родители пока еще довольно настороженно относятся к услугам образовательных агентств.
При выборе агентства в качестве самых важных факторов были названы профессионализм его сотрудников (32% респондентов), положительные отзывы об агентстве (21%), членство в Ассоциации (18%), количество лет работы агентства (17%). Менее значимой респонденты посчитали активность агентства на рынке (12% респондентов сочли этот фактор влиятельным).
Какие факторы при выборе агентства являются для Вас самыми важными?
Источник: проект EXAMEN (www.examen.ru) компании Begin Group, 2006
|