Материал предоставлен проектом EXAMEN компании Begin Group
В последние несколько лет спрос на зарубежное образование в России неуклонно растет. Спектр программ образования за рубежом сегодня чрезвычайно разнообразен. Это и обучение в старших классах средней школы в течение года или нескольких лет, и летние курсы (в основном языковые), и образование в колледжах и университетах, предлагающих самые разные программы вплоть до МВА и Ph. D.
В связи с растущей популярностью западного образования компания Begin Group провела исследование, в рамках которого было опрошено 55 российских агентств по образованию за рубежом и 120 человек, интересующихся международным образованием. 35% агентств работают на рынке уже в течение 11−15 лет, ещё 27% — от 6 до 10 лет. Отдельно стоит отметить 8% агентств, возраст которых превышает 15 лет.
Количество лет работы агентства на рынке
В основном агентства отправляют за рубеж от 101 до 200 человек в год — таких показателей в течение прошлого года добились 27% компаний. Чуть меньше (22%) помогли 51−100 студентам и школьникам. 24% опрошенных компаний организовали обучение на Западе менее 50 человек. В то же время существует небольшая прослойка наиболее крупных и известных компаний (5%), которым в прошлом году удалось поработать более чем с 500 клиентами.
Традиционно больше интереса вызывают краткосрочные образовательные программы, среди которых постоянно высоким спросом пользуются летние программы по изучению языка. В среднем школьники и студенты едут за границу на срок около месяца. 39% из них проводят за рубежом 2−3 недели и ещё 32% — 4−5 недель.
Великобритания по-прежнему остается самым распространенным местом образования студентов из России; туда отправляют клиентов 87% агентств. Немного отстает Швейцария — 84%. Кроме того, в первую пятерку входят Испания (75%), Франция и Ирландия (по 73%). Как ни странно, США занимают лишь 7-ю строчку в этом неформальном рейтинге.
Популярность страны обучения
1. Великобритания — 87% 2. Швейцария — 84% 3. Испания — 75% 4. Франция — 73% 5. Ирландия — 73% 6. Германия — 71% 7. США — 65% 8. Италия — 65% 9. Мальта — 62% 10. Канада — 62% 11. Япония — 55% 12. Новая Зеландия — 51% 13. Бельгия — 45% 14. Китай — 44% |
15. Австралия — 42% 16. Латинская Америка — 27% 17. Южная Африка — 25% 18. Корея — 18% 19. Таиланд — 8% 20. Австрия — 5% 21. Нидерланды — 4% 22. Финляндия — 4% 23. СНГ — 2% 24. Португалия — 2% 25. Норвегия — 2% 26. Египет — 2% 27. Швеция — 2% |
В ходе второй части исследования специалисты Begin Group опросили 120 человек для того, чтобы выяснить их отношение к агентствам по обучению за рубежом.
Возраст 39% респондентов — от 21 до 25 лет; это связано с тем, что в последнее время большую активность демонстрируют студенты последних курсов российских вузов, желающие получить постдипломное образование (postgraduate) за границей. 22% опрошенных немного младше — от 17 до 20 лет, а ещё 19%, наоборот, старше — их возраст от 26 до 30 лет. 22% — неработающие студенты вузов, а 25% совмещают учебу с работой. Почти половина (48%) только работают.
Процент респондентов, пользующихся услугами агентств, достаточно высок — 26%. Ещё 40% склоняются к тому, чтобы работать с агентством, а не организовывать зарубежное обучение самостоятельно. При этом 18% категорически не хотят обращаться в подобные компании, а ещё 16% ответили, что они, скорее всего, также не будут прибегать к помощи агентств.
Воспользуетесь ли Вы услугами агентств по организации обучения за рубежом?
«К сожалению, многие люди, заинтересованные в получении зарубежного образования, не знают о существовании и смысле деятельности агентств по обучению за рубежом, — считает Екатерина Рекеда, руководитель проекта 1ABROAD компании Begin Group. — Эти компании предлагают профессиональные консультации по выбору образовательной программы, готовят студента к получению визы, помогают оформлять все документы, а также поддерживают постоянный контакт с обучающимся как в процессе обучения, так и после его завершения. Несмотря на нежелание многих людей обращаться к услугам агентств, как показывает практика, большинство студентов или родителей вынуждены в конце концов сделать это после неудачных попыток самостоятельной связи с предполагаемым местом обучения или сбора необходимых документов. Хотя основания для оптимизма все же есть: если сравнивать результаты исследований за несколько лет, то с каждым годом все большее количество людей узнают о существовании агентств и понимают все преимущества работы с ними».
Из тех, кто не желает обращаться к агентствам, 37% делают это по причине слишком высоких цен на их услуги. 39% уверены, что способны сами все организовать, а ещё 22% просто не доверяют подобным компаниям.
24% респондентов планируют потратить на обучение до $5000, чуть больше людей (28%) готовы заплатить от $5000 до 10000. 13% опрошенных рассчитывают на сумму от $10000 до 15000, и ещё 15% — от $15000 до 20000. Любопытно, что пятая часть респондентов (20%) вполне готовы потратить более $20000. Средняя сумма, которую респонденты планируют выделить на обучение за рубежом, составляет $11450.
Планируемые затраты респондентов на образование за рубежом
Источник: проект EXAMEN (www.examen.ru) компании Begin Group, 2006
|