В июле этот тест сдавали 12000 абитуриентов, желающих стать врачами общей практики, стоматологами, физиотерапевтами и фармацевтами. Между тем, учёт результатов теста при зачислении приводит к тому, что за порогом медицинских ВУЗов оказываются кандидаты, уже доказавшие своё желание и способности к занятиям медициной, и многие другие абитуриенты, показавшие хорошие академические успехи в школе. Зато удачно сдают тест те, кто прошёл расплодившиеся за последнее время курсы подготовки к нему. Провайдеры, ведущие подготовительный курс, распространяют в Интернете хвалебные отзывы своих выпускников, а то и идут на прямой подлог: пытаются убедить абитуриентов в обязательности (естественно, платной) подготовки на своих курсах или в том, что их курс рекомендован тем или иным ВУЗом. Анекдотичность ситуации состоит в том, что разработчики теста недоумевают: их детище предназначено для объективной оценки способности кандидата рассуждать и аргументировать свою позицию в ситуации, совершенно необязательно ему знакомой, а предприимчивые «репетиторы» убеждают кандидатов в студенты, что плодотворно готовят к успешной сдаче теста. Разработчики бьются над тем, чтобы сделать подготовку к тесту бесполезной, а «репетиторы» гнут свою линию… Консультанты по вопросам карьеры настаивают на всесторонней оценке объективности теста и его применимости в данной конкретной ситуации. Между тем, в университетах уверены, что процесс отбора справедлив и беспристрастен. На медицинский факультет Monash University, например, в результате трехступенчатой системы отбора были приняты 170 человек, а 1750 из двух с половиной тысяч претендентов были отсеяны уже на первой стадии по результатам UMAT. Изданный администратором теста буклет состоит из 55 вопросов и призван дать абитуриентам представление о предстоящем испытании. Профессор Маргот Стори (Margot Story), возглавляющая приемную комиссию Monash University, надеется, что объективная информация о тесте, содержащаяся в брошюре, склонит абитуриентов к более разумной трате времени и денег при подготовке к поступлению. Однако ценность UMAT под сомнение не ставит: «Наши наблюдения, — говорит она, — показывают, что успешно сдающие UMAT затем показывают и академические успехи». Она также убеждена, что трехступенчатая система отбора (UMAT, интервью, оценка академических достижений) позволяет отбирать достойных кандидатов, искренне и мотивированно заинтересованных в изучении медицины. Сью Элиот (Sue Elliott) из University of Melbourne уверена, что нынешняя система отбора доказала свою жизнеспособность за те семь лет, что она работает, позволяя набирать на медицинский факультет разносторонне развитых кандидатов; при этом абитуриенты из аборигенов, например, избавлены от необходимости показывать столь же высокие академические результаты, и проходят отбор по отдельной схеме. Это позволяет получать разнообразный социальный состав выпускников, а людям – обращаться к докторам, которые их устраивают по той или иной причине. «Никто ещё не доказал, — говорит она,- что существует единственный и самый лучший способ отбора кандидатов в
Для желающих представить, через что проходят австралийские абитуриенты, а заодно и потренироваться — три вопроса из теста UMAT:
1. (Логическое мышление и способность решать проблемы).
Ботаники исследовали, как повлиял на никарагуанские джунгли разрушительный ураган Джоан в 1988 году. Они обнаружили, что за последующие 10 лет количество деревьев увеличилось по меньшей мере на 200%, и до 300% рост составил на восьми территориях, подвергшихся воздействию урагана. В местах же, которые ураган миновал, такой тенденции либо вообще не наблюдалось, либо рост был незначительным.
Из приведенной информации можно сделать вывод, что:
A) ураганы играют важную роль в процессе естественного отбора в джунглях;
B) в случае уничтожения доминантных видов деревьев другие имеют шанс развиться;
C) вся жизнь тропических джунглей получает толчок в случае случайных повреждений больших территорий;
D) продуктивность тропических джунглей значительно возрастает при случайных повреждениях больших территорий.
2. (Понимание людей и человеческих взаимоотношений).
Имеющий физический недостаток юноша рассуждает о своей жизни: «Поскольку я такой всю свою жизнь, я привык справляться с возникающими передо мной проблемами с наименьшими затратами физических усилий. Я не чувствовал, что
Для этого юноши основная его проблема – это:
A) его рост;
B) то, что он никогда не знал, что значит быть «нормальным»;
C) непонимание его другими людьми, их предубеждение;
D) трудности в решении проблем, связанные с его физическим состоянием.
3. (Невербальное обоснование своих действий).
Показать, какая фигура из пяти предложенных должна быть четвертой в ряду.