Министр образования и науки Андрея Фурсенко выступил с инициативой перестройки структуры высшего образования в нашей стране в соответствии с образовательными стандартами, принятыми участниками общеевропейской Болонской конвенции, то есть введение бакалавриата и магистратуры. В ответ на это ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что России следует сохранить многоуровневую систему образования пятилетний курс обучения, аспирантуру и защиту кандидатской и докторской диссертаций. Проект VIP.Lenta.ru
представил сравнительный анализ принципов организации американской и российской системы образования. «Американская система высшего образования отличается от российской прежде всего тем, что в США абитуриент сначала поступает в ВУЗ, и только потом определяется с выбором дальнейшей специальности, тогда как в России вчерашний школьник делает свой выбор ещё до поступления в ВУЗ» пишет автор. Кроме того, «в США существуют несколько тысяч традиционных четырехлетних колледжей и университетов, каждый из которых имеет свою специфику. Каждый колледж самостоятельно определяет свои цели, специализацию и правила приёма студентов». Очень важной частью преддипломного образования в США является участие в неакадемической жизни студенческого городка. «В частности, в американских университетах распространена система так называемых студенческих братств… Братство привлекательно не только тем, что даёт возможность студенту интересно проводить время во время обучения, но и тем, что в нём закладывается фундамент полезных связей. Выпускники университетов, входившие в состав того или иного братства, могут рассчитывать на помощь со стороны старших товарищей». Что касается России, то, по мнению автора «самое ценное, чем наделяет университет своих выпускников, широкий гуманитарный кругозор, навыки научной работы, глубокие познания по поводу особенностей сонетной формы в творчестве Пушкина или умение отличить аорист от плюсквамперфекта остаётся практически невостребованным на современном рынке труда, где в первую очередь ценится беглая английская речь». В заключении автор задаётся вопросом: «Сломать этот механизм можно, но не потребуется ли ещё 250 лет на то, чтобы отладить новый?»