eduABROAD - обучение за рубежом

 

CanadaPoint

6 вопросов о новых образовательных стандартах для старшей школы / Реклама — 23.03.13

Вопросы выбраны по результатам анализа мнений и комментов в Интернете и интерактивных радиопрограммах.

В 2013 году в российской старшей школе (10–11 классы) начнут действовать новые образовательные стандарты. Повсеместное их введение планируется к 2020 году. Согласно новым стандартам, каждый ученик будет изучать в течение года 10 предметов, 7 из которых — обязательные, и 3(4) — дополнительные бесплатные, выбранные из 6 предметных областей. Как обязательные, так и дополнительные предметы будут иметь несколько уровней изучения — универсальный, базовый и углубленный. При этом выбор между базовым и углубленным станет доступен для большинства дисциплин.

С введением новых стандартов программа старшей школы отчасти станет похожа на образовательную программу, по которой работают в странах с североамериканской системой среднего образования. Одной из таких стран является Канада. Вот почему для ответов на вопросы, которые уже сейчас волнуют российских старшеклассников и их родителей, был выбран именно канадский эксперт, директор Хадсон колледжа г-н Джек Бавингтон.

Хадсон колледж


Как помочь сделать правильный выбор предметов?

Согласно новым стандартам для старшей школы в 10 классе ученик должен решить, какие предметы ему изучать дополнительно, и на каком уровне. Многие родители и другие заинтересованные лица считают, что для правильного выбора нужно развивать систему ранней профориентации учеников в школах: проводить тестирования, направленные на выявление способностей к той или иной сферам деятельности, устраивать ознакомительные экскурсии на предприятия и в организации, приглашать представителей различных профессий, которые расскажут о своей работе и т.п. Высказывая такое мнение и аргументы в его пользу, многие звонившие/писавшие комментаторы при этом ссылались на опыт зарубежных школ, где это направление развито. Поэтому мой первый вопрос директору Хадсон колледжа был о месте и роли ранней профориентации. Задавая его, я была почти уверена в положительном ответе и надеялась на рассказ с примерами, но, к некоторому удивлению, г-н Бавингтон не одобрил и не отклонил эту идею, а просто обратил внимание на один весьма значимый, с его точки зрения, «побочный эффект»: заранее определенная сфера деятельности предполагает освоение определенного перечня школьных предметов. Ограниченный набор учебных дисциплин и константный уровень их изучения могут привести к сужению круга потенциально возможных направлений развития будущей карьеры. А это, с точки зрения г-на Бавингтона, противоречит одной из целей школы, которая состоит в том, чтобы к моменту окончания школы перед выпускником было открыто как можно больше возможностей, в том числе, для продолжения образования.

Если абстрагироваться от обсуждаемой темы, ограничение является естественным следствием выбора как такового. Как сделать так, чтобы максимально широкий круг возможностей сохранился в условиях выбора?

По мнению г-на Бавингтона для решения этой задачи следует, во-первых, обеспечить такой уровень подготовки в собственно средней школе (5–9 классы российской школы), чтобы к моменту выбора старшеклассник обладал базовыми умениями и навыками, достаточными для изучения любого предмета на высоком уровне в старшей школе. Кроме фундаментальных (читать, писать, считать, пересказывать) к таковым относятся умения мыслить логически, обосновывать свою точку зрения, формулировать проблему и т.п.

Во-вторых,
надо помочь старшекласснику сделать выбор учебных предметов и определить уровень их изучения. В-третьих, необходимо дать возможность старшекласснику сделать, в случае необходимости или по желанию, другой выбор предметов и/или уровня их изучения и определить время, когда такие перемены возможны. В Хадсон колледже, например, реализовать эту возможность можно три раза в течение учебного года, перед началом осеннего, зимнего и весеннего семестров. А обеспечивает это модульная (курсовая) структура преподавания предметов, при которой определенный предмет на определенном уровне изучается не более 1 семестра.

В-четвертых,
для сохранения ассортимента возможностей в условиях выбора следует предлагать большой перечень дисциплин, из которых надо выбирать. Так, студент выпускного класса Хадсон колледжа изучает 6 предметов, из которых только один — English — является обязательным. Пять дополнительных он выбирает из предлагаемых 26.

В-пятых,
надо, чтобы соотношение обязательных и дополнительных предметов от класса к классу менялось в пользу дополнительных. Если в 10 классе Хадсон колледжа это соотношение составляет 5:3, в 11-ом — уже 4:4, а в 12-ом, выпускном — 1:5 соответственно.

Хадсон колледж


Как определить, какой уровень выбрать?

Уровни изучения основных и дополнительных предметов теперь будут делиться на базовый и углубленный. Многие школьники и их родители довольны, потому что появится возможность не тратить время и деньги на подготовку к ЕГЭ. Надо просто выбрать базовый уровень, и собственно школьных знаний будет достаточно для сдачи единого экзамена по предмету. Скептики, смотрящие дальше школьного двора, ворчат, что из-за того, что большинство выберет базовый, упадет уровень подготовки абитуриентов, учить таких студентов будет труднее, и как специалисты они будут хуже своих предшественников.

Уровни «Базовый» и «Углубленный» примерно соответствуют канадским Applied и Academic, и я поинтересовалась у своего собеседника, как в их колледже обстоят дела с выбором уровня изучения предмета.

Для начала директор школы заметил, что от этого выбора зависит тип вуза, в который выпускник может пойти после школы. Оказалось, что для поступления в колледж (это род вуза, отличный от наших училищ и техникумов) достаточно уровня Applied (Базового), но для зачисления в университет необходим уровень Academic (Углубленный). Таким образом, тип вуза, в который хотелось бы пойти учиться после школы — фактор, значимый при выборе между Applied и Academic. Далее г-н Бавингтон напомнил про максимально широкий круг возможностей, который, с его точки зрения, должен быть у выпускника к моменту окончания школы и в этом русле вполне логично заключил, что его колледж поощряет выбор Academic. И не просто поощряет, а создает условия для того, чтобы студент выбрал именно углубленный уровень изучения предмета. Не последнюю роль здесь играют личностные качества, развитию которых способствует Хадсон колледж: лидерские черты, соревновательное начало, командный дух и т.п. Не меньшее значение имеет профессиональная подготовка и опыт учителей, которые умеют за короткое время «закрыть» пробелы в собственно знаниях, и, тем самым, открыть студенту возможность «идти дальше».

Хадсон колледж


Что будет с преподаванием предметов, выбранных меньшинством?

Учителя и родители опасаются, что будут предметы, которые будут выбирать редко. Руководству школы станет невыгодно держать учителей, которые преподают эти предметы, в штате, и директор школы будет приглашать таких предметников со стороны. Приглашенный учитель, который работает одновременно в 3–4 местах, скорее всего, не будет хорошим учителем. Ученики будут вынуждены добирать недостающие знания у репетиторов за деньги родителей, а родители будут вспоминать, что «хотели, как лучше, а получилось, как всегда» и журить детей за неразумный выбор.

Как школе обеспечить высокий уровень обучения каждого студента каждому предмету — таков был мой следующий вопрос к г-ну Бавингтону.

Отвечая на него, руководитель колледжа заметил, что эффективное обучение в условиях широкого ассортимента дисциплин возможно при соблюдении двух условий. Первое — это небольшие, до 7 человек, классы. Под классом здесь понимается группа студентов, которая изучает один и тот же предмет на одном и том же уровне. Для создания класса в Хадсоне достаточно набрать 5 человек. Второе условие — это преподаватели, каждый из которых является специалистом не по одному предмету, и при этом каждый свой предмет он знает одинаково хорошо и может преподавать как на уровне Applied, так и на уровне Academic.

Как исправить ошибку неправильного выбора?

Согласно нашим новым стандартам для старшей школы в число дополнительных попали физика, химия, биология, которые теперь будут изучаться в старшей школе на базовом и углубленном уровнях. Родители и учителя опасаются, что отнесение этих предметов к числу дополнительных, снизит общий уровень образования, с одной стороны и может стать фактором, препятствующим прямому поступлению в профильные вузы — с другой. Так, например, ученик, который до начала-середины выпускного класса не изучал биологию, а потом вдруг решил стать врачом, не сможет сдать государственный экзамен и поступить в медицинский без прохождения программы экстерном с репетитором за деньги и в плюс к школьной программе. По такому сценарию будут развиваться события для ученика российской средней школы. А как будет выглядеть эта же ситуация для вашего студента? — таков был мой следующий вопрос г-ну Бавингтону.

По мнению руководителя колледжа Хадсон для его студента ситуация будет менее драматичной. Студент 12 класса может в первом семестре учебного года выбрать курс Биологии 11 класса, а затем, во втором семестре, взять курс Биологии уже для 12 класса. При этом осваивать Биологию студент будет непосредственно на занятиях в колледже. Таким образом, уже после второго семестра он может закончить нужный курс, и ему останется только подготовиться и сдать экзамен, результат которого учитывается при поступлении в медицинский, в нашей ситуации, вуз. Такая схема возможна, благодаря модульной структуре образовательной программы, при которой каждый модуль представляет собой законченный курс и осваивается в течение 1 семестра.

Хадсон колледж


Как исключение физики отразится на программе средней школы?

Отнесение естественно-научных дисциплин к числу дополнительных в теории должно привести к тому, что будет пересмотрена программа их преподавания в более младших классах. Чтобы к концу 9 класса средней школы каждый ученик уже обладал достаточным количеством знаний, умений и навыков по этим дисциплинам. В Хадсоне же наоборот, до 10 класса включительно естественно-научные дисциплины (химия, физика, биология) объединены в один предмет Science, который является обязательным, а в 11 классе делятся на физику, химию, биологию, каждый из которых является дополнительным. Какой вариант — российский или канадский — Вы считаете более эффективным, — поинтересовалась я у своего собеседника.

Г-н
Бавингтон дипломатично заметил, что здесь каждый найдет аргументы в защиту своего подхода, как тот, кто идет от общего к частному, так и тот, кто предлагает идти от частного к общему. Канадская система образования предполагает, что в средней школе ученики получают хорошую базовую подготовку, достаточную для успешной специализации в старших классах. По мнению руководителя Хадсон колледжа, если начать делить Science (Естествознание) на отдельные дисциплины раньше, когда уровень интереса студента и его интеллектуальное развитие еще не готово к восприятию каждой науки как отдельного предмета, это может привести к возникновению серьезных трудностей в освоении предмета вкупе с потерей интереса к нему. А это уже противоречит одному из принципов канадской системы обучения, который состоит в необходимости поддержания интереса к каждому учебному предмету.

Что делать, чтобы физкультура была в радость?

Согласно новым стандартам, возрастает роль уроков физкультуры, потому что этот предмет вошел в число обязательных. Родители и сами ученики считают, что в старшей школе этот предмет как раз лучше отнести к числу дополнительных или, как минимум, у юношей и девушек должны быть разные программы по этому предмету. Есть ли физкультура в Хадсоне, и каково место этого предмета в учебном процессе? Таков был мой последний вопрос директору колледжа.

Оказалось, что «физра» обязательна для всех до 9 класса включительно. Начиная с 10 класса, этот предмет переходит в категорию дополнительных. Но это вовсе не означает, что физические нагрузки студентов-старшеклассников становятся меньше. В Хадсоне работает много спортивных секций. К занятиям в них ученики приобщаются еще в средней школе и при желании могут продолжить посещать секции в старших классах. Любители отдельных видов спорта объединяются в команды, которые соревнуются как между собой, так и с командами из других школ.

Хадсон колледж


…Канадское кино для юношества не было широко представлено на наших экранах, поэтому во время ответа моего собеседника перед глазами возникали кадры из кино американского: фрагменты матча по бейсболу между командами двух соседних школ со специально обученными девушками-болельщицами перед первым рядом зрителей. И тут же другая картинка, из российской жизни — тройка мальчишек, предоставленных самим себе, гоняет футбольный мяч на школьном дворе, который только с очень большой долей воображения можно назвать полем…

Хадсон колледжСтатья предоставлена порталом CanadaPoint и представителем Хадсон колледжа в Москве Марией Бабиченко (hudson@canadapoint.com, +7(499)245–1307, +7(903)798–1903)

Сайт Хадсон колледжа на английском языке >>>

О Хадсон колледже на CanadaPoint на русском языке >>>
оставить комментарий ]
Все заметки рубрики CanadaPoint…

Рубрики [+]

Поиск в журнале

Подписка на рассылку

 Канада 
Система образования КанадыВизы в КанадуСкидки, акции
 Теги 
  • образование в австрии на английском
  • gre скачать
  • изучать французский во франции
  • fit fur den testdaf скачать
  • сообщение о сша на английском
  • вторичная недвижимость в болгарии в болгарии www.fortnoks.net.