Держать дистанцию: образование за пределами аудитории — 07.05.14
«На сегодняшний день я не знаю ни одной инновации, более радикальной и революционной». Этой цитате почти 104 года, и речь идет о дистанционном обучении. Освящая в 1910 году здание Международной заочной школы в Пенсильвании (International Correspondence School), преподобный Джозеф Х. Оделл назвал «обучение по переписке» новой эрой в образовании. Этому перспективному процессу приобретения знаний и навыков без привязки к месту и времени мы посвятим несколько материалов. Учитывая специфику проекта eduABROAD, нас интересуют возможности дистанционного образования в зарубежных учебных заведениях. Может ли российский школьник, оставаясь на родине, получить аттестат о среднем образовании в США? Где студенту найти стипендию для бакалаврской или магистерской программы, которую предлагает онлайн зарубежный ВУЗ? Как стать обладателем сертификата о прохождении курса в престижном университете из Лиги плюща, занимаясь в парке Горького? Мы знаем ответы, следите за публикациями. Сначала немного истории. Самое раннее упоминание об учёбе на расстоянии относится к 1728 году. Некий учитель дал объявление в Boston Gazette, предлагая еженедельные уроки по почте. Первые курсы дистанционного образования в современном понимании инициировал в 1840-х англичанин сэр Айзек Питман, который учил собственной системе стенографии, посылая студентам открытки. Он же придумал обратную связь — важное нововведение для системы дистанционного обучения.
Развитию дистанционного образования способствовало появление регулярной и доступной почтовой связи. В 1858 году University of London стал первым в мире университетом, предложившим обучение, ведущее к получению академической степени, в дистанционной форме.
В конце 19-го века корреспондентское обучение с помощью почтовой службы стали осуществлять американские Illinois Wesleyan University, University of Chicago, Pennsylvania State University (тогда — College), Columbia University. В 1920-х годах в США начали вести прямые трансляции учебных курсов по радио, в 1950-х появилось учебное телевидение. Затем в дистанционном обучении стали использовать телекоммуникационные спутники и кабельные сети.
Но технологическим прорывом стало, конечно, появление персональных компьютеров и интернета, возможности которого вывели обучение на расстоянии на кардинально новый уровень: доступ к эксклюзивному ранее контенту, массовость, интерактивность и быстрая обратная связь, новые методы представления информации, взаимодействие между сокурсниками, разбросанными по всему миру.
В настоящее время дистанционное образование — неоднородное с точки зрения методов, форм, средств обучения, способов передачи информации и аттестации. Сохранилось корреспондентское обучение, где печатные учебные материалы пересылаются по почте. Так работает, например, организация ICS Learn http://www.icslearn.co.uk/ , про которую говорил священник Оделл. Она появилась на свет в США в 1890 году, а затем трансформировалась и частично перебазировалась в Великобританию. Студенты могут пройти программу среднего образования (GCSE, A Level) или курсов по маркетингу, менеджменту, инженерному делу и т.д. Правда, для получения аттестата нужно сдавать экзамены в очной форме.
Высылают учебные пособия для самостоятельного изучения и учащимся одной из старейших в мире школ дистанционного образования — American School http://www.americanschoolofcorr.com/ , которая с конца 19-го века подготовила более 3 млн человек. Она даёт возможность получить аттестат о среднем образовании (High School Diploma) как местным жителям, так и иностранцам. Здесь учились Джессика Альба, Анна Курникова и Андре Агасси. Конечно, в эпоху IT-технологий простой пересылкой учебников дело не ограничивается. Часто учебный процесс дополняется веб-чатами с тьютором, видеосеминарами, онлайн-форумами. А образовательные материалы могут быть не только печатными, но и мультимедиа.
Встречается смешанное обучение (blended, hybrid), когда учиться можно преимущественно дистанционно (офлайн или онлайн), но для практических семинаров, ряда лекций, сдачи экзаменов приходится приезжать в учебное заведение или центр тестирования (на постсоветском пространстве это близко к заочной форме обучения). Различными методами дистанционного обучения славится британский Open University http://www.open.ac.uk/ , в котором с момента основания в 1969 году отучилось почти 1,8 млн человек.
Сейчас в форме онлайн-обучения можно получить за рубежом среднее и высшее образование, изучить какой-то отдельный предмет, пройти профессиональные курсы или повысить квалификацию, выучить иностранные языки. Есть бесплатные и платные программы, в некоторых случаях платить приходится только за получение признаваемого сертификата. И серьезную конкуренцию традиционным учебным заведениям, где нужно учиться очно и за большие деньги, могут составить абсолютно бесплатные проекты, инициированные авторитетными людьми или организациями. Так, в феврале 2014 года получил аккредитацию национального американского агентства Distance Education and Training Council http://www.detc.org/ онлайн-университет University of the People http://uopeople.edu/ , в котором можно бесплатно получить степень бакалавра.
Последней модификацией удаленного обучения являются открытые онлайн-курсы для массовой аудитории — Massive Open Online Courses (MOOC), которые вызвали бум на образовательном рынке. По мнению экспертов, они если и не вытеснят традиционную форму образования в далеком будущем, то точно уменьшат ее удельный вес уже в самое ближайшее время. Наиболее популярные образовательные платформы для MOOC — Coursera http://www.coursera.org/ , EdX http://www.edx.org, Udacity http://www.udacity.com/ . О них мы и поговорим в следующий раз.
Смотрите все новые материалы по дистанционному обучению в нашей рассылке.
Все заметки рубрики peretyachenko
| Страны Теги
|