Журналистика по-австрийски / Ксения Погорелова — 17.10.08
За хорошим журналистским образованием на немецком языке необязательно идти в университет. Выбирая ВУЗ для годичной стажировки (специальность «журналистика», на немецком языке), я не стала искать лёгких путей. В результате отправилась не в популярный Свободный университет Берлина, куда собиралась изначально, а в Австрию, в не очень известный город Грац, в неизвестную абсолютному большинству Fachhochschule Joanneum. И теперь, через две недели после начала учёбы, понимаю, что не прогадала.
Официально моё учебное заведение называется Fachhochschule Joanneum — University of applied sciences, т.е. университет прикладных наук. Fachhochschulen, высшие профессиональные школы, или университеты прикладных наук, появились в немецкоговорящих странах относительно недавно, в 1970-х годах, с целью «приблизить к жизни» высшее образование, сделать его более практическим.
Как ни странно, Fachhochschulen, которые можно сравнить с нашими институтами, похожи на русский тип университетского высшего образования: фиксированные сроки обучения и учебные планы, контроль за посещаемостью (весьма строгий – для успешной сдачи экзаменов можно прогулять не более 3-х занятий в семестр, притом посещаемость учитывается и на семинарах, и на лекциях).
Для русского студента такая система более привычна, чем, к примеру, европейское университетское обучение с его возможностью самому выбрать желаемые курсы, прослушать их, подготовиться и сдать экзамен только тогда, когда «почувствуешь готовность». Такой подход требует большей самостоятельности и самодисциплины; неудивительно, что у многих учёба в немецком или австрийском университете растягивается на неопределённый срок или не доводится до конца.
С другой стороны, ориентация на практику сильно отражается в учебной программе. В Fachhochschule готовят, к примеру, не учёных-экономистов, а экономистов для банковской или страховой систем и т.д., поэтому в учебном плане отсутствуют или сведены к минимуму теоретические общегуманитарные курсы или предметы для «расширения кругозора». Если студент журфака МГУ после пяти лет обучения прослушивает обширный курс литературы (от древнегреческой до современной), основы филологии, истории, философии, логики, теоретические лекции по журналистике плюс получает профессиональные навыки по одной выбранной специализации (ТВ, радио, газета, PR), то здесь ситуация другая. Из общегуманитарных предметов преподаются только культурология и экономика, зато студент после трёх лет обучения должен стать «универсальным журналистом», владеющим навыками работы с ТВ-, радио- и фотоаппаратурой, способным писать и для газет, и для журналов, и для web.
Получению профессиональных навыков способствуют многочисленные семинары; именно там особенно сильно чувствуются отличия Fachhochschule от наших ВУЗов. Во-первых, чаще приходится работать не в одиночку, а в небольших группах, в командах. Практический подход к делу отражается в обилии проектов, которые длятся в течение семестра и часто заменяют экзамен или контрольную. Проект максимально приближен «к реальным условиям»: это может быть самостоятельно записанная и смонтированная радиопередача или или PR-концепция для реально существующего предприятия, с подробным планом действий, расписанным бюджетом, слоганом и т.д.
Вообще же австрийские студенты в массе своей более активны, не стесняются задавать вопросы, рассказывать, в каких конкурсах они участвовали, какие заслуги имеют и т.д. Вполне возможно, это происходит оттого, что многие выбрали журналистику своей профессией более осознанно, чем большинство студентов-журналистов в России. Почти у всех поступивших на первый курс уже есть опыт работы в СМИ – чаще всего это местные газеты или радиопередачи.
Для меня было большой неожиданностью, что большинство первокурсников пришли в FH Joanneum не сразу после школы, а после учёбы в университете (т.е. уже являясь дипломированными специалистами). К примеру, на первом курсе журналистики учатся две девочки, получившие диплом бакалавра германистики; есть те, кто начал учиться заново, уже получив степень магистра юриспруденции или театрального дела.
Бывшие студенты университетов как один жалуются на то, что университетское образование «слишком теоретическое» и не готовит к профессиональной деятельности. Другая распространённая претензия – что учёба в университете рассчитана на поточные лекции и не предполагает личного контакта с преподавателем. Студенты разных специальностей и разных университетов, говоря о своей учёбе, описывают одну и ту же картину: "На первый курс набирают 800–1000 человек, в учебном плане стоят почти одни лекции. Представь себе лекционный зал на 400 человек, так, что даже профессора не всегда увидишь за спинами. Люди приходят с колясками, собаками, завтраками… Профессор полтора часа читает нам вслух свою книжку, потом закрывает книжку, мы хлопаем, он уходит. Некоторые к тому же предупреждали: «не надо обращаться ко мне лично, если возникают вопросы, обращайтесь лучше по е-мейлу».
Хотя диплом университета до сих пор считается престижнее, зачастую сложнее попасть именно в высшую школу. Во-первых, на курс Fachhochschule набирают в несколько раз меньше студентов, чем на университетский курс по той же специальности. К примеру, в Институт публицистики и коммуникативистики (Institut für Publizistik- und Kommunikationswissenschaft) при университете Вены каждый год набирают около 1000 человек, в FH Joanneum на специальность «Журналистика и PR» — 25. К тому же на творческие специальности, вроде журналистики или дизайна, вам придётся сдавать что-то вроде «творческого конкурса». Поэтому нередки случаи, когда желающие учиться на журналиста поступают в выбранную Fachhochschule два года подряд: после первого провала идут в университет, чтобы «не терять год», а потом опять подают документы в «менее престижную» высшую школу.
Продолжение следует…
Все заметки рубрики pogorelova
| Автор
Ксения Погорелова |
| Австрия Теги спортмастер торгует подделками . Изучение английского языка для начинающих ИНТЕНСИВ . https://kaliningrad-quv.ru/
|