21 августа завершился приём абитуриентов в российские вузы, в этом году впервые осуществлявшийся по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Очевидно, что сама идея поступления в вузы по результатам стандартного общенационального теста заимствована у Великобритании. А вот её реализация — традиционная, российская, что подтверждают многочисленные публикации (например
эта и
эта) по итогам прошедшей кампании.
Я бы не хотел здесь сравнивать сами тесты — ЕГЭ и A-level — в силу неоднозначности критериев их оценки. Но что касается организации приёма в вузы, тут недостатки российской системы очевидны практически всем комментаторам. Первый решающий недостаток — это отсутствие ограничения на количество вузов, в которые можно одновременно подавать документы. Это привело к взрывному росту нагрузки на приёмные комиссии по сравнению с прошлым годом и неконтролируемому хаосу как в контроле заполнения мест в вузах, так и в головах у абитуриентов, многие из которых не могли определиться с факультетом вплоть до «третьей волны» поступления! При этом определяющим критерием выбора вуза в большинстве случаев становилась не специальность, а возможность получения бюджетного места.
В Великобритании национальный сервис UCAS ограничивает количество первоначальных заявок пятью, позже становится доступной возможность подачи ещё одной заявки, а в августе в ходе Clearing заполняются все оставшиеся места (список незаполненных вакансий в британских вузах на 2009–2010 годы можно найти на сайте hotcourses). К тому же подача документов осуществляется он-лайн, что существенно упрощает дело как для абитуриентов (они подают только один комплект документов), так и для вузов, которые получают заявки в удобном стандартизированном виде.
В российском случае большинство абитуриентов носили документы лично, поскольку альтернативный вариант — послать их по почте, не вызвал доверия практически ни у кого*. При этом огромные толпы перемещались туда-сюда по стране к вящей радости транспортных компаний. Это было предопределено тем, что любой уважающий себя российский абитуриент, кроме местных вузов, считает своим долгом поступать также в Москву или Санкт-Петербург — ведь уровень жизни в этих городах намного выше, чем в провинции. В Великобритании ведущие вузы — Оксфорд и Кембридж — расположены как раз «в провинции», вместе с подавляющим большинством вузов-завсегдатаев вершин национальных рейтингов.
Легко заимствовать чужие идеи, но трудно — добросовестную разработку, тщательное планирование и достойную оплату труда занятых в проекте специалистов. Этому, к сожалению, наших чиновников в российских вузах не научили…
* — Недавний случай из жизни: в офис принесли квитанцию на получение заказного письма. А в почтовом отделении, при предъявлении ими же присланной квитанции, письмо… не нашли! И это при том, что на квитанции был указан номер для поиска корреспонденции по компьютерной базе…