Можно считать, что девушка виновата сама, будучи настолько непредусмотрительной, чтобы занять такую огромную сумму для получения бесполезной с финансовой точки зрения степени, но этот случай отлично характеризует текущую ситуацию, при которой огромное количество американцев готовы получать высшее образование ценой огромных долгов, ни мало не беспокоясь о финансовой обоснованности такого решения.
Финансовый аналитик Джерри Байер также предсказывает скорый конец пузыря на рынке американского высшего образования, и в своей статье, вышедшей в журнале «Форбс» в конце прошлого года, пытается дать численную оценку той финансовой отдачи, которую получает выпускник американского университета или колледжа по сравнению со своими необразованными коллегами.
Байер приводит такую оценку затрат на получение степени бакалавра в американском вузе: 170–270 тыс. долларов в зависимости от уровня вуза. При этом выигрыш в зарплате составляет всего 2–4 тысячи долларов в год (!). По мнению Байера, это негодные инвестиции — любая торговля акциями даст им большую фору. Ещё ухудшает привлекательность этих вложений тот факт, что, в отличие от кредита на недвижимость, от полученной степени бакалавра невозможно отказаться, вернуть её банку и освободиться от дальнейших выплат!
Другие две тенденции, работающие на рост и последующее схлопывание пузыря — это увеличение спроса на высшее образование в США и, одновременно, снижение его академического уровня в первые 1–2 года обучения.
Первая тенденция объясняется полувековыми усилиями всех президентов по взращиванию среднего класса, для представителей которого были обязательны два условия: собственный дом и колледж для детей. Первое уже привело к росту и схлопыванию пузыря на рынке недвижимости, а второе, пока, — только к росту образовательного пузыря.
Вторая тенденция вытекает из первой и способствует перемещению преподавания некоторых ключевых навыков из средних школ в колледжи начального уровня. Теперь в колледжи можно поступать даже не умея толком писать и формулировать свои мысли. Правда, касается это только третьесортных учебных заведений — как раз таких, в одном из которых и работает Профессор Х.
Традиционный вопрос: а что всё вышеизложенное означает для российских студентов, планирующих поступать в один из колледжей или университетов США? Основные выводы — такие:
1. В ближайшие годы можно ожидать снижения стоимости обучения в вузах США.
2. Фонды для финансовой помощи студентам будут неизбежно сокращаться и всерьёз рассчитывать на них смогут только одарённые студенты.
3. В условиях возможного закрытия вузов низкого уровня вопрос выбора крепкого и надёжного колледжа или университета стоит как никогда остро.
4. Перед тем как делать выбор своей специальности, проанализируйте её предполагаемую доходность после окончания учёбы.
P.S. 10 апреля культовый ресурс TechCrunch опубликовал статью сооснователя PayPal и раннего инвестора в Facebook Питера Тиля, который предсказал крах пузыря доткомов в 2000 и пузыря недвижимости в 2008. Теперь он предсказывает крах пузыря высшего образования в США. Тиль считает, что «образование может быть последней вещью, в которую люди всё ещё верят в Соединённых Штатах. Публично подвергать сомнению ценность образование очень опасно. Это абсолютное табу. Это то же самое, что публично сомневаться в существовании Санта Клауса.» Он основал специальную премию «20 Under 20», в рамках которой выступает в роли инвестора и предлагает 20 самым одарённым студентам моложе 20 лет 100 тысяч долларов США в течение двух лет при условии, что они бросят колледж и займутся бизнесом.