По статистике, подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону «полезного отдыха» и свободного стиля путешествия. Более 85% опрошенных отказываются называть себя туристами и ищут в поездках не стандартных туристических развлечений и протоптанных экскурсионных маршрутов, а возможность увидеть страну изнутри, глазами местных жителей, почувствовать на себе новые социальные и культурные условия, а также совместить отдых с изучением иностранного языка. Возраст 57% таких путешественников составляет 20–25 лет, а пропорция молодых людей от 25 до 35 лет за пять лет возросла с 23% до 31%.
Независимо от уровня дохода для большей части путешествующей молодежи самым важным фактором является стоимость поездки: она волнует 94%. При этом годовой доход порядка 35% путешественников составляет менее 2,5 тыс. долларов США, а студенческими и молодежными скидками по международной карте ISIC в поездках пользуются до 92% ее обладателей.
Поскольку при интенсивном ритме современной жизни каждая минута на счету, путешественники из разных точек мира стараются использовать свободное время предельно рационально, и до 70% из них выбирают так называемый «полезный отдых».
В ответ на спрос рождается предложение. С каждым днем список возможностей сочетания приятного с полезным растет, а программы отдыха становятся все более сбалансированными, приближаясь к идеальным. В результате сегодня у жителей многих стран, в том числе у россиян, есть возможность сочетать путешествие с изучением иностранного языка, занятиями спортом, хобби, с отдыхом в экзотических странах, оплачиваемой работой и т.д.
Спрос на комбинированные программы отдыха возрастает и в России. Пляжные и однообразные экскурсионные программы многим уже кажутся неинтересными, современные российские туристы хотят большего, в частности, отдыха, который позволит не только расслабиться, но и приобрести нужные навыки и знания. И основное отличие российских и общемировых тенденций именно в этом: в России, как ни в одной другой стране мира, растет интерес к образовательному туризму.
Показатели говорят сами за себя: сегодня мы занимаем
При этом, «полезный отдых» в нашей стране — прерогатива самых молодых путешественников: около 70% из них — школьники и иногда сопровождающие их родители, 25% — студенты, и только 5% — люди старше 25 лет. Кроме того, совмещая изучение языка с туристическим времяпрепровождением, отдых и развлечения россиянами воспринимается скорее как дополнительный, а не равнозначный фактор.
«Такие установки связаны, в первую очередь, с тем, что комбинированные программы в России — явление сравнительно новое, их предлагают, в основном, крупные туристические компании, — отмечает глава Комитета АТОР по образовательным поездкам и детскому туризму Борис Самарянов. — Таким образом, наши сограждане все еще мало знакомы с привлекательными возможностями совмещения обучения с разнообразием дополнительных приятных и полезных видов отдыха. И часто среди наших соотечественников бытует мнение, что, если во время отпуска придется заниматься, скажем, на курсах иностранного языка, то отдохнуть не удастся вовсе».
В тоже время надо отметить, что в России не так развит импровизированный, «свободный» туризм.
«Развитию в России направления свободного отдыха и полезных путешествий на мировом уровне препятствует сложность процедур получения визы для въезда во многие страны мира. Этот трудоемкий процесс с часто непредсказуемым результатом напрочь отбивает желание путешествовать без предварительной подготовки, и в результате более 97% образовательных поездок за рубеж совершаются согласно заранее намеченному плану», — говорит Борис Самарянов.
Между тем, сегодня в России ведется активная работа для укрепления российского образовательного и «свободного» туризма, приближения его к общемировым стандартам. В частности, Комитет Ассоциации туроператоров России (АТОР) по образовательным поездкам и детскому туризму ведет переговоры с дипломатическими представительствами разных стран для упрощения визового режима, занимается информированием российских туристов об их правах и возможностях и т.д.
Статистические данные, использованные в статье, предоставлены STAR Travel — ведущим студенческим туристическим агентством России, генеральным представителем крупнейшей сети международных студенческих агентств STA Travel на территории РФ.