Дошкольные учреждения
В Швеции помимо привычных детских садов, в которые принимают детей от шести месяцев до 7 лет, существуют так называемые «игровые школы» для детей младшего возраста. Фактически это организованные прогулки в парках, на которые берут детей старше трёх лет. Различие между двумя упомянутыми типами детских учреждений состоит в том, что в детском саду ребенок находится в течение всего дня, а в «игровых школах» — три часа; у детского сада есть помещение, у «игровой школы» — нет; воспитание в «игровых школах» бесплатное, а за пребывание в детских садах взимается плата. В 1975 году было принято решение о создании дошкольных учреждений нового типа — так называемых «предшкол». Посещение их обязательно для всех детей в возрасте шести лет. В течение года детей в игровой форме готовят к школе — учат основам письма, чтения и счёта.
Основная (начальная) школа
В школу, которая в Швеции называется «основной» (grundskolan), детей отдают в семь лет. Девять лет обучения в ней распределяется на три ступени: начальную
Многопрофильные гимназии (интегрированная средняя школа высшей ступени)
Следующая ступень шведской системы образования — это многопрофильная гимназия (gymnasieskolan), в которую шведы поступают в 16 лет. Гимназии предлагают в общей сложности 16 программ обучения, 14 из которых имеют преимущественно профессиональную ориентацию, а две оставшиеся готовят к поступлению в ВУЗы. Все типы программ связаны между собой, и ученики имеют практически неограниченные возможности переходов из одних программ в другие. Продолжительность обучения в гимназии, в основном, составляет три года.
Высшие учебные заведения
В стране насчитывается 8 университетов и 58 специализированных институтов, имеющих право присуждения учёных степеней. Абитуриенты зачисляются на основе «общего» экзамена. На гуманитарном, естественном факультетах и факультете социальных наук в Швеции учатся три года, на фармацевтическом и юридическом — четыре, на медицинском — пять с половиной лет. Для определения значимости каждого учебного курса в ВУЗах Швеции применяется система зачётных единиц (кредитов). За семестр студент должен получить 20 таких единиц, за год — сорок.
Студенты, набравшие 80 зачётных единиц (как правило, в течение двух лет учёбы), могут получить диплом высшей школы (hogskoleexamen), выдаваемый как университетами, так и специализированными учебными заведениями. Степень кандидата философии (kandidatexamen), соответствующая степени бакалавра, присваивается набравшим не менее 120 зачётных единиц. На их получение уходит не менее трёх лет очного обучения.
Степень магистра (magisterexamen) присуждается получившим не менее 160 зачетных единиц (4 года очного обучения), включая 80 зачётных единиц по профилирующему предмету, 20 баллов за одну дипломную работу (шведы называют это «диссертацией») или по 10 баллов за две таких работы. Профессиональные степени и звания (гражданский инженер, архитектор, кандидат юридических наук и т.д.) присуждаются выпускникам соответствующих факультетов после успешной сдачи экзаменов по всем дисциплинам, включённым в учёбные планы.
Послевузовское обучение возможно в университетах, где есть