Финансовый кризис 2009 года
не привёл к снижению спроса на бизнес-образование. Об этом свидетельствуют данные ассоциации
бизнес-школ Graduate Management Admission Council. В 2008–2009 учебном году число сдававших тест GMAT, необходимый для зачисления на программы MBA, в среднем вырос на 7,6% по сравнению с 2007–2008 учебным годом и составило 265,6 тыс. человек. Не все абитуриенты, которые проходили тест, в итоге поступают на данные программы, однако тенденция увеличения спроса очевидна.
Вместе с тем, востребованность варьируется в зависимости от вида программы. На 21% возрос интерес к одногодичным программам
full-time MBA, на 14% — к программам flexible MBA. Спрос на программы
part-time MBA увеличился на 7%. В то же время, количество абитуриентов двухгодичных программ
full-time MBA существенно не изменилось, а спрос на программы Executive MBA сократился на 25%.
Кроме того, наблюдалось перераспределение спроса на программы МВА по географическому критерию. В частности, в 2008–2009 учебном году впервые за последние годы количество абитуриентов в
бизнес-школах США оказалось меньшим, чем количество абитуриентов в других регионах в совокупности: 130 тыс. человек против 135 тыс. человек. Спрос на программы в американских
бизнес-школах составил 3,1%, тогда как в других странах — 11,8%. При этом США
по-прежнему удерживали лидирующую позицию в мире по числу студентов, обучающихся на программах МВА. По информации компании Business Strategy, в 2009 году впервые за последние годы 3% иностранных студентов (в основном, это граждане Индии и Южной Кореи).
Основными факторами снижения спроса на обучение в
бизнес-школах США стали: высокая стоимость программ по сравнению с ценами в других странах; необходимость финансирования обучения в течение более продолжительного периода (2 года в США по программе
full-time, тогда как в Европе — 1 год); сложности предоставления кредитов без поручителя; трудности получения разрешения на работу в США для иностранных студентов.
Также среди тенденций в кризисном 2009 году стоит отметить существенное сокращение программ кредитования зарубежных слушателей программ МВА, проводимые некоторыми банками и другими организациями. В связи с этим крупные
бизнес-школы разработали собственные программы кредитования на выгодных условиях, что стало существенным конкурентным преимуществом в привлечении студентов. В качестве пример можно привести Duke Universitys Fuqua Graduate School of Business.
В 2009 году среди слушателей программ МВА в западных странах наблюдалось изменение мотивации к получению
бизнес-образования. Если в 2004–2008 годах наиболее значимым фактором, мотивирующим к прохождению
full-time-программ МВА, выступало стремление к повышению уровня доходов в будущем, то в 2009 году преобладающая часть слушателей программ МВА преследовала цель расширения своих профессиональных знаний и навыков. Таковы результаты исследования, проведённого компанией Carrington Crisp совместно с Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) и Ассоциацией
бизнес-школ. В опросе принимали участие 45 тыс. студентов
80-ти бизнес-школ из 20 стран, сообщает Begin.ru.