Массовые курсы открытого
онлайн-обучения для студентов — Massive Open Online Course (MOOC), вызвавшие бум на образовательном рынке, продолжают составлять конкуренцию традиционной форме образования. Так, уроженка США Лори Пикард, работающая специалистом USАAID по развитию сельского предпринимательства в небольшом восточноафриканском государстве Руанде,
на своём примере решила показать, как можно за 3 года и менее чем за 1 тыс. долларов США изучить программу MBA, занимаясь дистанционно и продолжая при этом работать полный день.
Поскольку высококлассные магистерские программы делового администрирования в США стоят достаточно дорого, Пикард стала искать европейские курсы, которые были бы короче и стоили значительно дешевле американских. Узнав о том, что её друг поступил на бесплатный финансовый курс Coursera, Лори решила, что сможет самостоятельно подобрать собственную
онлайн-программу MBA. Используя бесплатный материал ведущих мировых
бизнес-школ в виде MOOC, она тратит деньги исключительно на книги, которые интересуют её и составляют основу учебных программ ведущих
бизнес-школ, таких как Harvard, Stanford, UPenn, MIT.
Не все нюансы обучения в MOOC удовлетворяют студентку. Так, дискуссионные
интернет-форумы, по мнению некоторых образовательных специалистов, считаются наиболее увлекательной частью MOOC, потому что они становятся средой для межкультурного диалога и распространения идей. Однако они не пришлись по душе Пикард. «Было бы лучше, если бы студенты могли использовать видеоконференцсвязь в обсуждениях в малых группах и общаться с сокурсниками в режиме реального времени об идеях, которые приходят во время обучения. Конечно, могут возникать проблемы с подключением к интернету, но я считаю, что формат текстового обсуждения на форумах слишком безличный, он не удовлетворяет меня», —
рассказала Пикард в интервью SmartiGraphs.
На своём
сайте «No Pay MBA» Лори рассказывает всем желающим, как получить
MBA-образование почти бесплатно, а также ведёт блог, где рассказывает о курсах, на которых она уже учится или планирует поступить. Свой первый семестр Пикард выстроила согласно стандартной учебной программе MBA и посвятила изучению менеджмента, теории лидерства, этике бизнеса, финансов и бухгалтерского учёта.
Пикард не отрицает, что для самообразования и успешного завершения курса нужны самодисциплина и мотивация. И для того, чтобы не отступить от намеченной цели, она сделала публичное заявление о своих намерениях. «Не имеет значения, сколько у меня читателей, даже если это только я и несколько моих друзей. Меня мотивирует знание того, что есть своего рода внешний индикатор моего продвижения к намеченной цели», — отметила Пикард.
Несмотря на то, что MOOC редко предоставляют общепризнанный диплом об окончании обучения, часто выпускники этих курсов получают сертификат с описанием полученных навыков, и, по мере развития такого типа курсов, положение MOOC как легитимной образовательной платформы укрепляется.
О том, как зарождалось дистанционное образование 100 лет назад, какие виды обучения на расстоянии существуют в современном мире, в каких зарубежных средних школах и ВУЗах можно учиться онлайн, — читайте в статье
«Держать дистанцию: образование за пределами аудитории».