Этот скачок, помимо всего прочего, может быть доказательством успешного проведения государственных стратегий в сфере высшего образования. Но новые модели распределения, противоречащие мировым социальными экономическим тенденциям, возможно, являются еще более интересными.
Проект Атлас
Согласно недавно опубликованному отчету Института международного образования (IIE) по Проекту Атлас «Мобильность студентов и интернационализация высшего образования», господство нескольких стран на рынке зарубежного образования сменяется появлением множества образовательных центров по всему миру.
И хотя в 2010 году США
Данные Проекта Атлас показали, что иностранные студенты не отдают предпочтение одному или нескольким лидирующим центрам, а выбирают разнообразные направления.
Пегги Блюменталь, исполнительный
Такие же тенденции рынка показывает недавно проведенное ассоциацией NAFSA «Исследование приема международных студентов».
Урсула Оукс, директор по информационным отношениям и стратегическим связям, комментирует: «В целом мы наблюдаем постепенное увеличение количества студентов, отправляющихся в „нетрадиционные“ страны». Но она добавляет: «При взгляде на статистику больше всего в глаза бросается то, что лишь небольшой процент американских студентов — менее 2% — отправляется на обучение за границу».
ЮНЕСКО и ОЭСР
Показатели, опубликованные ЮНЕСКО в «Обзоре мирового образования — 2011», позволяют взглянуть изнутри на модели перемещения студентов. В частности, было установлено, что, хотя почти 60% всех международных студентов отправились на учебу в Северную Америку и Западную Европу, большинство из них не покидали пределов своего региона.
Кроме того, международная статистика студенческого обмена показывает, что американские и западноевропейские студенты являются одними из наименее «интернационализированных», так как они не стремятся покинуть свой регион в погоне за высшим образованием. Согласно статистике, в 2009 году соотношение между студентами, получающими образование внутри родного региона и за его пределами, составляло 4 к 1 соответственно.
С другой стороны, в отдельно взятой стране количество студентов, выезжающих на обучение за рубеж, примерно равно количеству иностранных студентов, принимаемых на обучение. Исключением является Тропическая Африка, где страны имеют больше возможностей отправлять студентов на обучение, нежели принимать — соотношение составляет 3 к 1.
Показатели ОЭСР, приведенные в отчете «Взгляд на образование 2011», подтверждают ещё один аспект этой статистики: количество иностранных студентов, поступивших в учебные заведения в регионе ОЭСР, почти в 3 раза больше, чем количество студентов из
Действительно, в 2009 году 83% всех международных студентов поступили в учебные заведения стран Большой Двадцатки, 77% — в учебные заведения
Поиск альтернатив
Но статистика не может предсказать серьезные изменения показателей.
Лучшим примером являются индийские студенты. Согласно докладу IIE «Открытые двери 2011», в период с 2009 по 2010 год количество индийских студентов, в высших учебных заведениях США сократилось на 1%. Но еще больше поражает тот факт, что количество студентов из Индии, в австралийских ВУЗах сократилось на 77% за тот же период времени.
Визовые ограничения и расовая нетерпимость являются прямыми причинами таких спадов. Блюменталь указывает, что в результате влияния этих факторов студенты выбирают другие страны для получения высшего образования. Для индийских студентов эта проблема является решаемой: прекрасной альтернативой для них являются такие страны, как Сингапур и Канада.
Можно ли доверять тенденциям Китая?
Китай
В 2010 году Китай занял четвертое место в рейтинге стран, принимающих наибольшее количество студентов, уступив место США, Великобритании и Франции. Поэтому странам, которые рассчитывают на рост в области высшего образования за счет китайских студентов, придется пересмотреть свои стратегии.
Такого же мнения придерживается Даниель Гур, управляющий международной консалтинговой фирмой Illuminate Consulting Group. Фирма проанализировала данные по 1,9 миллионам студентов с учетом 120 различных факторов, чтобы определить влияние экономической обстановки Китая на будущее распределение студентов.
Гур заявляет, что на развитие рынка образования может повлиять такой фактор, как тяжелое финансовое положение многих семей
Несмотря на то, что эти факторы ограничат количество студентов, отправляющихся получать высшее образование за границу, институтам придется столкнуться со слишком высоким конкурсом на учебные места.
Также Даниель Гур уточняет: «Считать, что число желающих получить высшее образование за рубежом из Китая должно сократиться, также неверно, как полагать, что их число будет стабильно расти».
Поэтому он призвал руководителей сферы высшего образования «создавать многозадачные, разносторонние и защищенные от рисков стратегии приема в ВУЗы», чтобы в ближайшие годы привлечь наиболее одаренных и способных студентов.
Английский как язык образования
Блюменталь отмечает, что еще одной интересной тенденцией является растущая популярность образовательных программ на английском языке в неанглоговорящих странах. Все больше технических и экономических курсов проводится на английском языке с тем, чтобы привлечь более широкую студенческую аудиторию.
«С ростом популярности английского языка по всему миру он становится lingua academica (языком науки) — хорошее владение английским языком становится условием успешности в высшем образовании», заявляет Блюменталь.
Хотя обычно примером этой тенденции служит Германия, на протяжении последних нескольких лет такая стратегия активно применяется при работе с растущим количеством американсикх студентов, получающих образование в Китае. Более того; помимо американцев все большее число местных студентов отдают свое предпочтение этим программам.
Высшее образование — большой бизнес
По оценкам экспертов, доход от обучения иностранных студентов в странах, высшие учебные заведения которых предоставляют студентам такую возможность, составляет в среднем от 80 до 90 миллиардов долларов в год. Поэтому неудивительно, что правительства старается привлечь наибольшее количество студентов в вузы страны.
Если правительствам удастся разработать эффективную экономическую программу, позволяющую принимать иностранных студентов в вузы и отправлять собственных студентов на обучение за рубеж, этот рынок будет приносить огромный доход.
Одним из недавних примеров является Бразильская стипендиальная программа «Наука без границ», по которой к 2014 году планируется отправить 75000 бразильских студентов в лучшие университеты мира. Эта программа принесет доход многим государствам.
Правительство Саудовской Аравии, стремясь к повышению уровня образованности своих граждан, потратило 12% государственного бюджета на программу высшего образования, в том числе на стипендии 120 тысячам студентам, желающих получать образование за рубежом.
Факты говорят сами за себя. Даниель Гур подводит итог общей тенденции: «Международное образование превратилось в глобальную отрасль мировой экономики». Но главная сложность для участников этого рынка, заключается в том, что образование за рубежом — быстро развивающийся рынок с постоянно изменяющимися участниками.
Оригинал статьи на английском языке
Перевод eduABROAD