Образовательные ассоциации стали свидетелями многочисленных изменений, произошедших за последние несколько лет. Некоторые авторитетные ассоциации пересмотрели критерии качества и условия членства, расширяя и уточняя список своих требований. Вместе с этим на развивающихся рынках появились новые ассоциации.
По мнению Эммы Инглиш (Emma English) из британской организации British Educational Travel Association (BETA), ассоциации помогают школам любого масштаба приобрести влияние на рынке. «Ассоциации школ играют решающую роль в обширной, иногда нерегулируемой и фрагментированной отрасли. Они дают возможность мелким игрокам выразить своё мнение и быть услышанными, а крупным — реализовать свои возможности на всех уровнях, чтобы заявить о себе и продемонстрировать потенциальным клиентам как разнообразие предложений, так и профессионализм», — говорит Эмма. «Ассоциации также могут помочь небольшим компаниям в приобретении отраслевого
Для подавляющего большинства школ преимущества совместной работы на общие цели перевешивают всякое беспокойство по поводу функционирования в условиях конкуренции. Например, University English Centres Australia (UECA) объединяет центры по изучению английского языка при университетах по всей Австралии и вкладывает значительные средства в раскрутку членов ассоциации. В результате, как утверждает председатель UECA Марк Гордон (Mark Gordon), «значительный успех был достигнут благодаря позиционированию университетских центров английского языка в качестве естественного исходного пункта для обучения в австралийских университетах».
Несмотря на то, что продолжают процветать ассоциации, объединяющие участников рынка из определенного сектора, наметился сдвиг в сторону активной интеграции. Так, например, в 2004 году в Великобритании была основана English UK, которая объединила ассоциацию языковых учебных заведений частного сектора ARELS и группу государственного сектора BASELT. Согласно Тони Милнзу (Tony Millns), это создало «более сильного защитника» интересов отрасли и внесло «большую ясность», поскольку теперь студенты и агенты обращаются только в одну ассоциацию за любой информацией по поводу возможностей изучения языка.
В Новой Зеландии ассоциация English New Zealand (бывший FielsNZ) тоже предлагает членство государственным провайдерам английского языка, предварительно изучив их цели, задачи и планы на будущее. «Это серьёзный прорыв для English New Zealand, который отражает нашу готовность прокладывать дорогу лучшим языковым школам в нашей стране», — объясняет председатель ассоциации Анджела Оливер (Angela Oliver). — Мы рассматриваем это как возможность активной совместной работы в целях поддержания и продвижения стандартов качества, которые бы значительно превышали официальные требования". Первыми членами ассоциации из государственного сектора стали University of Otago Language Centre и Christchurch Polytechnic Institute of Technology School of English.
Выбор для всех
В ассоциациях наметилась чёткая тенденция к увеличению числа различных категорий членства. English Australia пересмотрела свои требования к потенциальным членам, «чтобы быть уверенными в том, что провайдеры всех типов и масштабов имеют доступ к сервису EA», — сообщает её представитель Сью Бланделл (Sue Blundell). Были добавлены новые категории членства, включающие сниженные расценки для колледжей с небольшим количеством студентов, а также особая категория для только что вступивших колледжей, которые проходят предварительную годовую аккредитацию.
Кроме того, существуют ассоциации, представляющие весь спектр участников рынка образовательного туризма. Наиболее известная из них — Association of Language Travel Organizations (ALTO), которая является членом Federation of International Youth Travel Organizations (FIYTO) и в настоящее время насчитывает 185 членов, включая языковые школы, агентства по образовательному туризму, отраслевые ассоциации и поставщиков, таких как страховые компании. BETA — аналогичная национальная организация в Великобритании. Будучи основанной в 2003 году, она уже сейчас может похвалиться более чем сотней членов из различных секторов отрасли — языковых школ, университетов, организаций по программа международных обменов, туроператоров и компаний, занимающихся вопросами проживания.
«BETA была основана группой владельцев компаний, ощущающих потребность в представительском объединяющем органе, который мог бы координировать различные направления работы в молодёжном, студенческом и образовательном туризме, — объясняет Эмма Инглиш. — Уже всеми признано, что для того, чтобы эффективно представлять программы молодёжного сектора и влиять на членов правительства в вопросах, касающихся образовательного туризма, необходима большая сплочённость внутри самой отрасли, а также наличие возможности для участников рынка собраться вместе, чтобы в спокойной обстановке обмениваться информацией».
Если на некоторых рынках ассоциации с аналогичными направлениям деятельности объединяются, то на других они становятся более раздробленными. В Южной Африке, например, есть две ассоциации языковых школ: Eltasa (English Language Teaching Association of South Africa) и English South Africa, а в Ирландии в этом году была основана ассоциация International Education Association of Ireland (IEAI), несмотря на то, что в стране уже продолжительное время существует организация MEI~Relsa (Marketing English in Ireland ~ Recognised English Language School Association). Тем не менее, вот что сказал директор MEI~Relsa Брайан Бёрнс (Brian Burns) в интервью Language Travel Magazine: «MEI~Relsa рада приветствовать любую новую группу или организацию, готовую развивать и продвигать качественное образование в Ирландии. Важно то, что работая сообща, мы способствуем продвижению образовательного рынка Ирландии и привлечению сюда студентов».
Гарантия качества
Одной из главных движущих сил образовательных ассоциаций является их утверждение как гарантов качества. «Члены ассоциаций получают специальный знак аккредитации, который отличает их от других, самостоятельно действующих организаций, не желающих следовать тем же стандартам», — рассказывает Сью Бланделл из English Australia. Анджела Оливер из English New Zealand добавляет, что ассоциации могут также «заниматься мониторингом рынка для выявления низкокачественных провайдеров и содействовать их уходу из отрасли, пока они не нанесли ущерб национальной репутации».
С целью обеспечения стандартов качества южноафриканская Eltasa в 2004 году приступила к созданию аккредитационной системы, а канадская CAPLS (Canadian Association of Private Language Schools) с начала этого года проверяет свою систему на практике. В США ассоциация AAIEP (Association of American Intensive English Programs) планирует обязать своих членов проходить непременную аккредитацию в национальных аккредитующих органах — Accrediting Council for Continuing Education and Training (ACCET) или Commission on English Language Program Accreditation (CEA), или же, в качестве альтернативы, обязать проходить аккредитацию в региональных организациях. Однако существует беспокойство, что региональная аккредитация может быть неадекватной.
Даже в том случае, когда существуют установленные властями национальные стандарты, некоторые образовательные ассоциации стараются предъявлять более жёсткие требования к качеству работы своих членов. Мальтийская федерация FELTOM (Federation of English Language Teaching Organisations Malta) на Мальте активно участвовала в создании EFL Monitoring Board, который отвечает за обеспечение стандартов в школах английского языка. Хотя FELTOM имеет собственные академический кодекс и устав для студентов, федерация решила ещё выше поднять свой качественный уровень путём создания аккредитационной программы, которая бы управлялась третьей стороной (см. с.19). Feltom надеется, что «власти последуют её примеру и возведут эти новые стандарты в национальный уровень», — говорит президент Джон Димех (John Dimech).
Начиная с 1998 года, члены ассоциации English New Zealand проходят дополнительную проверку уровня качества, которая называется Brewster Standards. Ее администрирует компания SGS. В ходе проверки внимательно изучаются помещения и оснащённость учебных заведений, а также рекламная деятельность, рабочие стратегии и методы их реализации. При этом, школы государственного сектора контролируются и проверяются собственными инспекционными органами. «В настоящее время мы близки к установлению унифицированных стандартов качества», — сообщает Анджела Оливер.
Преимущества маркетинга
Коллективное продвижение – ещё одна важная функция многих образовательных ассоциаций. Действовать сообща не только дешевле – это также может привести к большей отдаче. Как поясняет Джей Джемисон (Jay Jamieson) из Canada Language Council (CLC): «Вместе мы сильнее и заметнее, чем когда обособлены».
Грег Росенсток (Greg Rosenstock) из IEAI в Ирландии особо подчёркивает выгоду рекламных акций на уровне ассоциаций. «Владельцы школ прекрасно знают, что в продвижении продукта ты никогда не можешь убрать ногу с педали. Поездки, реклама и PR могут вылиться в приличные суммы, особенно для небольших или средних языковых школ. Ассоциации же могут реализовывать комплексные рекламные проекты, используя объединённые ресурсы, и результат будет полезен для всех заинтересованных лиц», — говорит он.
В маркетинговом плане ассоциаций очень важное место занимает работа с агентствами. Семинары для агентов организуют такие ассоциации, как English UK, EA, MEI~Relsa, IALC, Italian in Italy и FEDELE.
Регулярное информирование агентов о делах ассоциации и изменениях на рынке — ещё одна задача, которую берут на себя многие школьные ассоциации. English UK недавно стала выпускать электронную рассылку для агентов English UK News. Спектр услуг для агентств собирается расширить CLC. «Мы планируем разработать электронную новостную рассылку для агентов, чтобы информировать их о последних изменениях в CLC», — рассказывает Джемисон. – Кроме того, у нас на сайте скоро появиться легко загружаемый каталог программ, чтобы агентам было легче ориентироваться. Также мы собираемся открыть форум «Вопросы и ответы», в котором агенты напрямую смогут задавать нам вопросы, касающиеся CLC".
Работая с правительством
Обеспечение стандартов качества и маркетинговая деятельность – важная часть работы большинства ассоциаций. Вместе с этим, «одной из главных услуг нашим членам», по словам Милнза из English UK, является лоббирование в правительстве. С этим согласен и представитель English Australia. «Каждый год EA проводит опрос своих подопечных о степени удовлетворённости услугами ассоциации, и каждый год лоббирование в правительстве оказывается на первом месте как по важности, так и по количеству баллов, присуждаемых за работу ассоциации в этом направлении её членами, — говорит Сью Бланделл. – Это очень важно, чтобы провайдеры могли влиять на лиц, принимающих решения, через свою ассоциацию».
Мэй Артур (May Arthur),
CAPLS также проявила активность в лоббировании в правительстве. По словам её представительницы Линды Озинс (Linda Auzins), они добились серьёзных успехов. Последним же достижением было то, что они добились изменений в системе выдачи виз: «студенты, приезжающие в Канаду по гостевой визе, теперь могут учится до шести месяцев, а не трёх, как ранее».
CLC тесно работает с Министерством по делам гражданства и иммиграций Канады и другими правительственными ведомствами «для того, чтобы они лучше понимали потребности сектора языковых программ». «Дважды в год мы встречаемся на собраниях Консультативного комитета по делам иностранных студентов и иммиграции для обсуждения иммиграционных вопросов в отношении иностранных студентов в Канаде. CLC прикладывает все усилия для того, чтобы правительство было в курсе потребностей студентов и языковых провайдеров, и проявляло к ним внимание», — говорит Джемисон.
Ассоциация Asils в Италии также считает лоббирование одной из своих основных задач. Руководитель ассоциации Маттео Савини (Matteo Savini) объясняет: «Лоббирование в правительстве совершенно необходимо, особенно это касается визовой проблемы. Сейчас в Италию трудно въехать по студенческой визе даже клиентам из США, Японии и других стран, которые не представляют иммиграционного риска. Кроме того, это важно для решения вопросов, связанных с контрактами итальянских преподавателей с частными школами».
Аналогичным образом, FEDELE в Испании ведёт дела с правительством, представляя интересы всей индустрии. «Одна из главных целей нашей ассоциации — представлять в переговорах с испанским правительством сектор обучения испанскому языку», — говорит Астрид Верлот (Astrid Verlot), исполнительный директор ассоциации.
Ассоциация English New Zealand доверила функцию лоббирования ассоциации APPEL (Association of Private Providers of English Language), которая является, в некотором роде, спикером отрасли. Как выразился Оливер: «Наши отношения с APPEL являются симбиотическими: APPEL убирает все камни с дороги English New Zealand, чтобы та могла сконцентрироваться на маркетинговых проектах и обеспечении стандартов качества».
Ясно, что объединение школ приносит выгоду не только членам ассоциации, но также агентам и студентам, поскольку эти организации в большинстве случаев предоставляют информацию, гарантируют стандарты качества и иногда рассматривают жалобы, а также могут консультировать правительство по вопросам, связанным с отраслью. Стюарт Боуг (Stuart Boag), директор по связям с общественностью Education New Zealand, утверждает: «Хорошо организованные, авторитетные ассоциации очень важны. Коллективные усилия укрепляют защиту наших интересов, и позволяют более эффективно и целенаправленно использовать ресурсы. Всё это говорит о возрастающей зрелости и профессионализме отрасли».
Информация о некоторых ассоциациях*
AAIEP
Association of American Intensive English Programs
основана в 1986 году
число членов: 275
ABLS
Association of British Language Schools
основана в 1993 году
число членов: 36
Acpet
Australian Council for Private Education and Training
основана в 1992 году
число членов: 750
Alto
Association of Language Travel Organisations
основана в 1998 году
число членов: 185
Asils
Associazione Scuole di Italiano come Lingua Seconda
основана в 1991 году
число членов: 32
Beta
British Educational Travel Association
основана в 2003 году
число членов: 100
Capls
Canadian Association of Private Language Schools
основана в 1997 году
число членов: 100
CLC
Canada Language Council
основана в 1979 году
число членов: 105
EA
English Australia
основана в 1980 году
число членов: 82
Eaquals
European Association for Quality Language Services
основана в 1991 году
число членов: 117
Eltasa
English Language Teaching Association of South Africa
основана в 2003 году
число членов: 7
English New Zealand
основана в 1986 году
число членов: 27
English South Africa
основана в 2004 году
число членов: 7
English UK
основана в 2004 году
число членов: 340
Fedele
Federacion Espanola de Asociaciones de Escuelas de Espanol para Extranjeros
основана в 1999 году
число членов: 7 ассоциаций (67 школ)
Feltom
Federation of English Language Teaching Organisations Malta
основана в 1989 году
число членов: 17
Gaela
Global Alliance of Education and Language Associations
основана в 2000 году
число членов: не применимо (n/a)
Ialc
International Association of Language Centres
основана в 1983 году
число членов: 91
IEAI
International Education Association of Ireland
основана в 2005 году
число членов: 22
Italian in Italy
основана в 1997 году
число членов: 21
MEI~Relsa
основана в 2000 году
число членов: 56
QE
Quality English
основана в 2003 году
число членов: 19
Souffle
основана в 1990 году
число членов: 17
UECA
University English Centres Australia
основана в 1995 году
число членов: 30
UCIEP
University and College Intensive English Programs
основана в 1967 году
число членов: 69
* — данные от 08/2005
Международное сотрудничество
Несмотря на то, что во многих странах национальные ассоциации действуют как хорошо развитые и отлаженные системы, заявить о себе на международном уровне им было несколько сложнее. Первая международная группа ассоциаций – Elite – была основана в 1995 году школьными ассоциациями Европы, которые стремились к установлению общих стандартов качества. Позже, в 2000 году, появилась Global Alliance of Education and Language Associations (GAELA) – неофициальное объединение национальных школьных ассоциаций всего мира.
Рассказывая о пользе GAELA, Тони Милнз (Tony Millns) из English UK выразился так: «Наши собрания дают нам возможность обсуждать проблемы отрасли с ассоциациями других стран. Это хорошая практика – обмениваться знаниями и опытом, например, наблюдая за моделями урегулирования в других странах, извлекая из этого уроки для нашей собственной работы в Великобритании». Он добавляет: «Тенденции на мировом рынке, влияющие на другие страны, улучшают понимание нашего собственного рынка».
Сью Бланделл из English Australia полностью разделяет это мнение. «В некоторых „битвах“, которые мы ведём, например, для завоевания признания нашими правительствами, очень легко почувствовать себя изолированными. Поэтому обмен опытом успокаивает и придаёт мужества».
GAELA, помимо собственных собраний, также организует для школьных ассоциаций встречи с представителями международной федерации FELCA (Federation of Education and Language Consultants Associations), объединяющей агентства. «Всегда интересно, какие вопросы агенты хотят обсуждать на собраниях GAELA/FELCA», — говорит Джей Джемисон, который в настоящее время является главой GAELA. «Всё это даёт пищу для размышлений по возвращении домой».
К тому же, происходит дополнительное благотворное взаимовлияние. Ассоциация CLC пригласила представителей французской ассоциации Souffle и ассоциации English UK, чтобы они выступили с речью на ежегодном собрании CLC. «Было необычайно полезно войти в контакт с зарубежными ассоциациями и погрузиться в международный контекст», — заметил Джемисон. «Мы не находим здесь ничего абсолютно нового, но когда мы узнаём о том, как другие справляются с похожими проблемами, на какой стадии находятся их программы обеспечения качества или, например, каков результат их лоббирования, то полученная информация всегда очень полезна и действует ободряюще».
© Language Travel Magazine, 2005
Оригинал статьи: http://www.hothousemedia.com/ltm/ltmbackissues/nov05web/nov05specreport.htm
Все материалы из журнала LTM на нашем сайте