Только представьте себе
Именно этот последний тип студентов чаще всего записывается в центр Centro de Idiomas Quorum в Малаге (Испания), который предлагает курсы «испанский плюс фламенко». Хосе Мендес (Jose Mendez), менеджер школы по набору иностранных студентов, объясняет: «Студенты, которые принимают участие в программе, являются страстными поклонниками фламенко, и именно это увлечение определяет их выбор. Их куда больше интересует красота танца, музыка и фольклор, чем сам по себе курс испанского языка».
Масафуми Ойя (Masafumi Oya) из агентства Mainichi Communications в Японии сообщает, что среди их клиентов программами «язык плюс» интересуются в основном молодые люди 24–30 лет. «Они не обладают большим количеством свободного времени, но при этом неплохо владеют английским языком, поэтому они выбирают программу с преобладанием неязыковых занятий и рассматривают затраченное на неё время как своего рода отпуск», — говорит он. Крис Лэки (Chris Leckie) из языковой школы Rotorua English Language Academy в Новой Зеландии добавляет, что такого рода программы привлекают не только молодых работающих японцев, но и людей более старшего возраста, в том числе пенсионеров. «К нам обращаются японцы, которые уже вышли на пенсию, или те, которые располагают свободным временем по разным причинам, и программы „язык плюс хобби“ им более чем подходит».
Клив Оливер (Clive Oliver), директор языкового центра Unique New Zealand в Окленде (Новая Зеландия), сообщает, что основная часть студентов, выбирающих совмещённые программы, приезжает к ним из азиатских стран — Кореи, Таиланда, Японии и Тайваня, кроме того интерес к таким курсам растёт в Чили и Саудовской Аравии. В тоже время Андреа Морадей (Andrea Moradei) из школы итальянского языка Centro Koine во Флоренции отмечает особый интерес к совмещённым программам у студентов из США: «Американцы хорошо знакомы с итальянской культурой и им нравится сочетать изучение итальянского языка с лекциями по культуре и искусству, экскурсиями по историческим местам».
Крис Брэй (Chris Bray) из компании Exsportise (Великобритания), которая специализируется на программах «язык плюс спорт», рассказывает, что к ним на курсы записываются представители разных национальностей со всей Западной Европы, а также из самой Великобритании. Он добавляет: «В прошлом году у нас были студенты из Китая и, похоже, что Дальний Восток становится всё более выгодным рынком».
Преимущества для студентов
Для студентов такие программы, предлагающие изучение языка, совмещённое с
Лэки из новозеландской школы отмечает, что через программы, которые предлагают, например, верховую езду и поездки на фермы, или экскурсии по садам для людей старшего возраста, студенты могут «улучшить свой английский и заодно пожить жизнью настоящего новозеланца». Она также добавляет, что, поскольку работающие люди обычно имеют весьма ограниченное время для отпуска, они хотят получить как можно больше впечатлений за свой короткий визит. «При записи на такую программу все вопросы улаживают агент и школа, так что клиент получает заслуженный отдых без всяких забот», — отмечает Лэки.
Майкл О’Грэди (Michael OGrady) из Byron Bay English Language School в Австралии придерживается той точки зрения, что совмещение изучения иностранного языка с
Брэй из Exsportise добавляет, что занятие
Что же касается итальянского языка, то по словам Морадея, наметилась тенденция его изучения для собственного удовольствия, что делает программы «итальянский плюс…» особенно популярными. «Интерес к итальянскому языку сочетается с интересом к национальной кухне, природе и искусству», — говорит он. И, как следствие, школа Centro Koine предлагает курсы итальянского, которые дополняются парусным спортом , или изучением искусства и археологии, или же занятиями по кулинарии и уроками дегустации итальянских вин.
Низкий уровень востребованности
Несмотря на рост числа предложений таких программ и на их несомненные преимущества для студентов, заметного увеличения спроса на них не наблюдается. Большинство агентов, занимающихся программами «иностранный язык плюс хобби/спорт», сообщают, что их ежегодное число клиентов остаётся стабильным или в лучшем случае слегка растёт. Как отмечает Мендес,
Осман Имамоглу (Osman Imamoglu) из агентства BTO в Турции отмечает, что в их компании совмещённые программы стали менее популярны с 2001 года
Тим Рутвен (Tim Ruthven), директор новозеландской языковой школы Achievement Institute of Language с центрами в Крайстчёрче и Данидине, считает, что снижение востребованности совмещённых программ отчасти вызвано нынешним высоким курсом новозеландского доллара. «Возросшая конкуренция в образовательном секторе и „ценовые войны“ в последнее время сделали наши предложения менее конкурентноспособными, — говорит он. — Сильный доллар также мешает агентам привлечь значительное количество клиентов на такие программы. Единственная причина, по которой мы делаем на них ставку, заключается в том, что эти программы могут спровоцировать более долгосрочные заказы и тем самым принести доход агентам».
Выгода для школ
Несмотря на то, что существуют явные барьеры на пути роста этого сектора, а также на тот факт, что такие курсы требуют значительных средств для их организации и успешного проведения, причём часто в сотрудничестве с партнёрской компанией, Элизабет Марандет (Elisabeth Marandet) из Afel International в Ницце (Франция) настаивает на том, что предложение программ «язык плюс
«Мы можем предложить студентам любой вид деятельности, которым им хотелось бы заняться. Даже если это и не является „золотой жилой“, то в любом случае создаёт хорошую репутацию нашей школе», — утверждает она, добавляя, что такие совмещённые программы могут свидетельствовать о высоком уровне языковой школы. «Эти программы являются высококачественным продуктом, который требует хорошей организации и
Для некоторых школ программы «язык плюс» являются источником дополнительной прибыли. Оливер отмечает: «Студенты, которые записываются на эти курсы, часто решают вернуться для учёбы на более продолжительный срок — как в Unique New Zealand, так и в средние школы Новой Зеландии». В то же время Лэки подчёркивает, что некоторые программы «привлекают тех студентов, которые могут себе позволить только краткосрочный курс, и которые в противном случае не смогли бы приехать вовсе».
О’Грэди из Byron Bay English Language School в Австралии говорит, что программы «language + activity» часто заказывают в качестве «дополнения к более длительному курсу, например, двухнедельный курс сёрфинга в качестве составной части
Британская языковая школа Malvern House в Лондоне расширила свой набор курсов специально для того, чтобы предложить своим студентам, проходящим длительное обучение, дополнительный выбор. «Многие студенты устают от общего курса английского. Они хотят воспользоваться своими языковыми навыками и попробовать себя на практике», — рассказывает менеджер по маркетингу Кэтрин Брэдли (Katherine Bradley). В результате, за нескольких последних лет Malvern House организовал курсы «английский плюс кино/искусство/литература». «Они оказались популярными, в основном среди наших долгосрочных студентов, поскольку это даёт им возможность отдохнуть от общего курса языка и научиться
Несмотря на то, что программы «language + activity» для многих языковых школ и агентств составляют небольшую часть от общего объёма их деятельности, тем не менее, в целом этот сектор являются устойчивым и важным компонентом рынка образовательного туризма. Брэдли считает, что такие «нишевые» предложения со временем станут ещё более важны для языкового рынка. «Отрасли нужно постепенно отказываться от представления о языковых программах как о продукте массового потребления, – утверждает она. — Будущее за тем языковым центром, который будет иметь „50 стрел в своём колчане“, ориентированных на целевую аудиторию».
Вовлечение агентов
Многие провайдеры программ «иностранный язык плюс вид деятельности» утверждают, что, в целом, агенты не проявляют интереса к их предложениям. «Агенты должны собрать, рассортировать и обработать большое количество информации о многочисленных школах, — говорит Кеннет Гарднер (Kenneth Gardner) из Vancouver English Centre в Канаде. — Поэтому естественно, что они стараются избегать новых программ в том случае, если на них нет очевидного спроса».
Сергей Кузьминцев, координатор программ из российского агентства Students International, подтверждает, что спрос на специфические программы в его агентстве остаётся низким. «Курсы, связанные с
Для многих других агентств программы «language + activity» всё же остаются на заднем плане
«Некоторые клиенты могут воспринимать совмещённые курсы как облегчённый вариант изучения английского языка. Агенты должны быть уверены в высоком уровне школы и качестве программы, которую они продают, — говорит она. — Студенты нашей школы, которые выбрали такие программы, отличаются целеустремлённостью и серьёзно относятся к улучшению своих языковых навыков. Они упорно работают по утрам на своих занятиях общим английским, а днём применяют полученные навыки в различных видах деятельности».
Существуют весомые аргумены для включения агентствами совмещённых программ в свой портфель предложений. Гарднер из канадского языкового центра подчёркивает, что благодаря специальным программам агентства могут привлечь дополнительных студентов. Он добавляет: «Агенты могут заработать добавочные комиссионные, продавая дополнительные курсы студентам, которые уже записались на обычные программы».
Кроме того, эти программы могут сделать агентов более конкурентоспособными. «Я считаю, что агентам выгодно заниматься хотя бы одной или двумя специализированными программами. Благодаря этому они могут привлечь больше клиентов, которые в противном случае ушли бы к конкуренту, — считает Гарднер. — Мы тесно сотрудничаем с частными агентами для разработки программ по их заказу. Это помогает им подняться над конкурентами».
Говоря о перспективах агентств, Кирилл Иванов из Международного вузовского центра «Знание» в России считает, что очень важно иметь возможность предложить полный спектр языковых курсов. «Мы должны соответствовать ожиданиям клиентов и предлагать все возможные виды программ, представленных на рынке образовательного туризма», — полагает он.
Бесконечность выбора
Многие комбинации в программах «language/activity» связаны с месторасположением языковых школ. Например, Afel International в Ницце (Франция) наряду с программами «французский плюс национальная кухня и дегустация вин», «французский плюс гольф», предлагает также совместное изучение французского языка с художественным искусством и ремёслами. По словам Элизабет Марандет, это стало возможным благодаря тому, что «школа находится в регионе, который славится всем этим: в Грасе есть парфюмерная фабрика, в Валларисе — гончарные мастерские, в Байо — стеклодувный завод».
Австралийская школа Byron Bay English Language School, расположенный на популярном сёрфинговом курорте, делает особый акцент на репутации этого места. «Студенты изучают английский, и дополнительно к этому в программе запланировано двухнедельное изучение сёрфинга с занятиями четыре раза в неделю», — говорит директор Майкл О’Грэди. «Наша профессиональная школа сёрфинга предоставляет доски, гидрокостюмы, спасательные жилеты, солнцезащитный крем и транспорт. Это очень весело и абсолютно безопасно!». Школа также предлагает и более обширную программу, которая совмещает изучение английского со всевозможными занятиями, от морского каякинга с дельфинами и прогулок по лесу до изготовления и игры на старинном музыкальном духовом инструменте диджериду.
Курсы в Worldwide School of English в Окленде (Новая Зеландия) совмещают английский с посещением фермерских хозяйств, чтобы студенты получили представление о жизни на настоящей новозеландской ферме. Также школа предлагает новые летние спортивные программы, которые позволяют студентам к урокам английского добавлять занятия сёрфингом, дайвингом или парусным спортом.
Спектр видов деятельности в дополнение к языковым урокам растёт год от года, обогащаясь новыми заманчивыми курсами, которые часто отражают туристический потенциал
Языковой центр The Centre International d`Etudes Franсaises при Universite Catholique de l`Ouest Angers во Франции разрабатывает спортивную программу для французских и иностранных студентов. «Пропаганда спорта не является традиционной во французском университете, но иностранные студенты, особенно американцы, очень в этом заинтересованы», — говорит представитель центра Марк Мэлин (Marc Melin).
© Language Travel Magazine, 2006
Оригинал статьи: http://www.hothousemedia.com/ltm/ltmbackissues/feb06web/feb06specreport.htm
Все материалы из журнала LTM на нашем сайте